Ип Ман 4: Путь Брюса Ли

Сложно обсуждать прикладное значение техник китайских боевых стилей – их традиционно окутывают мистические туманы элитной секретности. Это  только чумазые тайские воины хуярят всех без шансов и безо всяких загадок и шевелений бровями. Никаких тайных знаний и волшебных свитков. Мастерство, которое нечем победить, которое можно только принять и следовать ему. Даже если ты лошковатый фаранг – тренируйся, свинья, вот и все секреты. Но китайская мифология все еще цепляется за свои бренды. Кино-серия про мистера Ип Мана – тому яркий пример.

– Фактически, рукопашный комикс из альтернативной вселенной.

Патриарх школы «Вин Чунь», суть эффективности которой формулируется довольно витиевато и расплывчато, учитель легендарного Брюса Ли – Ип Ман неплохо коммерциализировал свою причастность к чужому феномену. Что это за винчунька, кого и когда этим стилем побеждали? Где? На стадионе Лумпини, быть может? В гладиаторских ямах бирманского летхвея быть может? Или был большой переполох с лопоухой братвой в Махачкале? Сдается мне, что весь этот винчунь – какая-то дешевая наебка. До улучшения глухими нокаутами от тайского хоррора все эти декоративные китайско-японские единоборства были явлением уровня чайной церемонии и подстригания бансаев. Великий учитель Ип Ман, где твои чемпионы? Ну, кроме легендарного Брюса Ли, который постигал эту волшебную технику лишь с 16 до 19 лет, а потом просто как губка впитывал в себя все самые эффективные мировые единоборства, умудрившись даже разобраться с деталями силовой подготовки культуризма.

– На одном Брюсе Ли можно сто лет ехать. Других то таких – нет. И уже не будет.

Первые два фильма про мастера Ип Мана были чисто вонючим китайским дошираком, я их и не смотрел толком. Исполнитель главной роли Донни Ен – это известное посмешище кино-единоборств. Недодушенный в шкафу кунфу-мастер а-ля Дэвид Кэррадайн.

– Ходят тут обо мне слухи разные. Но это всё – строгий секрет шаолиня.

Заслужил любовь кино-дрочил дерзкими имитациями якобы взрывного мма. Которое выглядит в кадре чуть менее нелепо чем позирование блистательного Алекса Невски на его триумфальном конкурсе Мистер Вселенная. Но суть была понятна – эдакий панагерик винчуню, возвышающемуся надо всеми единоборствами.

– Донни, не очкуй! Держи морду кирпичом! 

А вот к третьей серии попер селебритинг. Притащили Миху Тайсона. Который лишь подтвердил, что бокс в эту фальшивую анимешную галиматью никак не вписывается. Бокс – это сухой короткий щелчок и всё. Темнота. Кепка еще не поняла, что ее хозяин уже не в ней, а лежит за скамейкой и пускает под себя лужу. Весь этот сраный винчунь – он вообще не про бокс и никак с ним не сочетается. Онанизм Донни Ена на фоне Тайсона выглядел просто ущербно. Впрочем, и самого Миху утащили на тот же днищенский уровень бутафорной клоунады – с кем поведешься, как говорится.

– Куда позвали – туда и пошёл. Культовые франшизы, вообще-то. А что, у вас есть другое кино?

Четвертая серия подняла ставки до потолка. Спасать франшизу Ип Мана теперь должен сам Брюс Ли, ну и, на минуточку, самый крутой экшен-атлет современного Мужского Кино – Бен Аффлек. Извините, перепутал – Скотт Адкинс, конечно же.

– Но Бен Аффлек на афише не помешал бы!

И, вы знаете, получилось неоднозначно. Многое наводит на Мысли. Сам Донни Ен – неплох, неплох. Он, знаете ли, дорос. Наконец-то. Вот до этого глупого образа загадочного китайского дедушки – прям круто в нем выглядит. Джекичанисто. Сдержан. Справедлив. Мудр. При этом – Силён. Ну, в рамках всего этого ватного кунфу – хотя, оно здесь уместно стилизовано. Но, в общем и целом – всё равно стерильный доширак с «драками» ватных человечков.

– Добро пожаловать в матрицу брутальных заруб ватных человечков!

Без Брюса Ли мистер Ип Ман – никто. Ну, а Брюс Ли – он своими буквально несколькими фильмами оставил после себя такое Наследие, с которого вся тематическая индустрия (и смежные с ней) кормится уже 50 лет, напоминая о том, что вообще когда-то были всякие чаки норрисы и прочие ип маны. Брюс Ли одним своим камео сразу придал «Ип Ману» солидной элитности. Задвинув самого Ипу, при этом, куда-то прямо в жопу фильма. Глаза жадно ловят каждое движение Легенды. Что-то действительно проскакивает похожее, но нет – увы, даже в китайском кино нет понимания Сути Явления.

– Не узнали?

Пару слов в порядке творческого отступления. Недавно вот мы уже видели «дань уважения» Брюсу Ли у Квентика Тарантино. Насмотренный человек. Эксперт. Много видел, нихуя не понял. Ну, а что взять-то с видеосалонного дрочилы? Он ведь даже не в курсе – что ему показали. Все. Вообще все чемпионы кикерских единоборств. ВСЕ. Говорят лишь о том, что их кумиром был Брюс Ли. Что их триумфальные карьеры и нечеловечески талантливые скиллы были достигнуты в попытке приблизиться к уровню Брюса Ли. Вдохновлял. Воодушевлял. Максимально мотивировал. Реальных чемпионов. Доминаторов. Легенд своего спорта. Которых реально десятки. Которых не было у «великого учителя» Ип Мана. Ни одного.

А в «Ип Ман 4» нет даже понимания экранного Брюса Ли, не говоря уже о бОльшем. Брюс Ли был настолько одарен, что его перло показывать в кадре чистые трюки. Их все равно никто не сможет повторить. Его перло от того, что его работа в кадре безо всяких спецэффектов выглядела фантастически. Он упивался тем, что никто и никогда не повторит его взрывную ударность и кошачью пластику. Он сам ставил боевые сцены со своим участием. В каждой из них была четкая мысль развития поединка. Поэтому они выглядели захватывающе. При этом, Брюс Ли был новатором боевого брутализма. До него гонконгские драки были балетом, после него – свирепым отпиздюливанием.

– Насилие должно быть убедительным!

Имитаторы способны лишь мимикрировать какие-то поверхностные признаки. Как ни стараются – получается лишь жалкое подобие. Ипмановский Брюс Ли – дает какие-то сигналы по части своего косплея, но он неспособен на главное. Каждое его движение кровоточит фальшью. Нет ни пружинной заряженности на взрыв. Ни крадущейся пластики и легкости распрыга на ножках. Нет молниеносной убийственности. Не говоря уже о скорости ударов, которые даже камера успевала проморгать. В «Ип Мане» Брюс Ли – это беспомощный Киану Ривз, которого таскают канатом за жопу. Жалкое зрелище.

Мега-сцена, которую не получается воссоздать на современных технологиях уже пол-века:

Хотя некоторые очень сильно старались:

Но –  не та поза, не тот солидняк в походке и взгляде. И, внезапно, все сразу рушится. Фильмы Брюса Ли могли бы быть трешем, но стали эталоном и грань очень тонка –  его харизма недосягаема, его страсть к единоборствам живет в кадре. Скопировать это нереально.

 

Лично я при просмотре боя Брюса Ли с Чаком Норрисом всегда вижу четкую логику реального  боя, как на онлайн-трансляции. Жесткая панчерная заруба на встречных курсах, фиаско против более тяжелого соперника. Отход к другой тактике и разбор ударного мощного Чака на острой технике через контратаки. Всё это расписано в кадре просто восхитительно. Понимание – это одно. Но показать это через призму кино-драматургии – это очень сильно.  Конечно же, никто не унизился для того, чтобы дать фанатам Брюса Ли суть его творчества в “Ип Мане”. Ограничились своими, поверхностными и халтурными, о нем представлениями.

Гладиаторский кино-эталон, останется им навсегда:

И вот это (эпизодическое, кстати) разочаровывающее появление Брюса Ли – украло весь фильм. Весь остальной винчунь Дони Ена вызывал меньше интереса, несмотря на старания Юри Бойки. Который, кстати, бушевал сильно, его схватки выглядели практически нереальными хайлайтами «Стрит Файтера». Но при этом Адкинс полностью растворился в стилистике «Ип Мана», но это и есть его потолок – мимикрировать под сиюминутные задачи текущего проекта. Полная неспособность созидать что-либо своё.

– Я потенциальный Титан. Но лишь в руках настоящих мастеров. Без них я лишь Бен Аффлек.

Фильм, кстати, смотрится легко и незатянуто. А наличие в нем таких достоинств как Брюс Ли и Юри Бойка- только говорят в его пользу. Посмотрите, если интересует тематика. Будет повод пересмотреть классику с Брюсом Ли. Сравнить его с современными инкарнациями. Понять, что то время ушло безвозвратно.

10 комментариев

  1. dr.groove
    10.03.2020 - 10:36

    Кстати сам Доня Енг до съёмок про вин чунь и знать не знал, полгода потренил на манекене при подготовке и всё, готовый Мастер Ип.

    Но мне первые 2 части зашли, я не только на выходе дракона рос но и на Хон Гиль Доне, мне хореография китайских боев нравится, где они бестолково руками машут по пол часа без результата, а потом прыгают выше деревьев.

    Понятно что реальным боям это отношения не имеет, да и харизматов там – один на миллион, но как искусство само в себе, традиция там, все дела, заходит нормально.

    3я часть чет совсем говно говёное, Миха Тайсон там вообще не понятно на кой хер, в общем тухлое кино.

    Ответить
    • Роман Щербина
      10.03.2020 - 11:22

      Да я на чем только не рос )
      В том числе на Митхуне Чакраборти ))

      Лучше применение кинокунфу, имхо, все таки получилось у Джеки Чана.
      Вот там оно и круто и зрелищно и весело.

      А в Имп-мэне оно все на полном серьезе, но выглядит при этом довольно комично.
      Адкинсу, кстати, такая стилистика подходит неплохо – тоже может пол-часа скакать как дурак по всякому.

      Ответить
      • ZeN
        11.03.2020 - 18:43

        “Лучшее применение кинокунфу, имхо, все таки получилось у Джеки Чана.
        Вот там оно и круто и зрелищно и весело”

        С языка снял. Джеки Чан монстр, тотальный респект, хотя вроде не мега-боец в общепринятом смысле.
        Акробат, но дух воина. Всегда ебошил просто адски на съёмках.

        Ответить
  2. dr.groove
    10.03.2020 - 11:05

    Сегодня кстати Чаку 80 стукнуло, пацан еще.

    Ответить
    • Роман Щербина
      10.03.2020 - 11:25

      Ни одного фильма с ним крутого не могу вспомнить.
      Мощнейший “пуш” от Брюса сделал ему целую карьеру.

      Ответить
      • dr.groove
        10.03.2020 - 11:35

        В глубоком детстве Чак вставлял, но тогда всё вставляло, первые видеосалоны, одинокий волк, идущий в огне. Сейчас без слёз смотреть не возможно.

        Ответить
  3. Игорь_К
    12.03.2020 - 14:51

    Весь ипман 4 не смотрел, но конкретно эту сцену с Тайсоном видел. Вроде пожилой уже, но когда он бросается на китайца со своими пикабу-уклонами, крюками с двух сторон и аперкотами, то до сих пор, даже через постановочный киношный сценарий чувствуешь исходящую от человека звериную опасность! За картонного ипмана становится как-то даже неловко.

    Ответить

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.