Как бы ни был прекрасен в своей первобытной свирепости экзотичный летхвей, но бешеную популярность мирового уровня получил его вечный соперник – таиландский бокс. И, кстати, не в последнюю очередь, с легкой ноги вандаммовских вертушек. Аналогично буму на кун-фу, вломившемуся в США на плечах Брюса Ли, фильмы «Кровавый спорт» и «Кикбоксер» дали гигантский толчок к популяризации муай-тая на западе.
– Не благодарите, парни!
Другой вопрос, что кун-фу так и осталось модным в моменте бражеже в фитнес-кружках для лохов, которым за оплату абонемента выдавали какой-нибудь коричневый пояс. Тайский же бокс – одно из наиболее зверских единоборств, и его Путь на западе, конечно же, не затерялся между йогой и тайбо.
– С Древних Времен.
Да, нюансы правил здесь не такие лютые как в летхвее, но национальная массовость и злейшая конкуренция отточили это единоборство до высот высочайшего мастерства. Недаром, даже суровые бирманские бойцы как правило теряются в тайском боксе и предпочитают не гастролировать по тай-турнирам без крайней нужды.
– Насилие как судьба.
Сам же тайский бокс хоть и существует в экспортном кикбоксерском варианте, но отрыв от корней так же лишает его сути – фанатичной одержимости и безжалостной свирепости. Вещи, которые местные пиковые чемпионы в родном тай-боксе выдают в порядке вещей – белые фаранги не тянут до сих пор. Вялый клинч и кривые ноги европейского кикбоксинга стыдливо спрятаны за регламентами спортивных правил – победы на европейских турнирах над чистыми тайцами никого не должны вводить в заблуждение, это такая формальная наебка. Да и за пределы Таиланда как правило ехали бойцы, которые уже не тянули убийственную конкуренцию у себя дома и деградировали до выступлений в турнирах по жалкому лайтовому подобию муай-тая. Так, для информации – многие суеверные тайские Там-По «белых демонов» вообще за людей не считали. Как нормальный боец может проиграть какому-то чмошному снежку-фарангу? Это невозможно:
Концентрация талантов в Таиланде просто чудовищна во всех весах. При том, что на двух главных муай-тай-турнирах весов выше 70 кг просто не существует. Если боец выступает выше 63 кг и за границей – это, считай, уже поломанный мешок, который не может делать вес и конкурировать с Элитой. Просто выброшенный на обочину инвалид – хочешь подыхай на помойке, хочешь иди в так называемый кикбоксинг, рубись с белыми лошарами за смехотворные «титулы».
– Рожденные быть воинами.
Привычные по боксу и мма понятия «знаменитости» или «свободного агента» в тайском боксе просто не существуют – боец принадлежит своему клубу или владельцу во всех смыслах. Даже их имена – это не имена, а рекламные спонсорские наклейки. Которые в переводе обозначают что-то вроде – Саня Куры-Гриль у Вокзала Направо, Красавец Газельки Авторемонт со Скидкой, Воин Хинкал от Зураба. Это раб с детства, гладиатор безо всякой романтики и бойцовое мясо, который в своей жизни не знает вообще ничего кроме тренировок и боев. Из десятков тысяч бойцов, сотен великих чемпионов и гига-легенд в мейнстрим пробиваются единицы. Ну, как в мейнстрим. Не на обложку тайского Forbes, не так, чтобы стать селебрити-миллионером на бугаттях или холёным политиком в полном шоколаде – а чисто узнаваемый уровень на дешевых ток-шоу типа «Готовим вместе», вырваться с беспросветного дна и грязи на весьма скромный достаток. Открыть в родной деревне шашлычку с караоке или потную качалку в вонючем подвале, например – очень даже элитное завершение чемпионской мега-карьеры. Остальные возвращаются в свои гетто-шалаши – нищета и тренерство.
– У воина нет детства.
Для понимания, муай тай – это, конечно, важная часть тайской культуры. Но отношение к нему в Таиланде – как к грязному и низкому развлечению для быдла, которое в уважаемом обществе белых (неожиданная такая сегрегация!) тайских людей обсуждать просто неприлично. Такая же ситуация, кстати, была с реслингом в США до того, как он не самокастрировался толерантностью и «индустрией развлечений» на крупных телеканалах – брутальное могучее маргинальное бычье, дикая популярность в народе и воротящие нос снобы и интеллигенты.
– Великое единоборство может быть только по-настоящему народным.
В Таиланде же социальный статус муай-тая так низок еще и в связи с тем, что весь тайский бокс – это по сути один большой игровой тотализатор. Массовые ставки легально делаются прямо у ринга. Восприятие всего боя происходит не по красоте вандаммовских вертушек, тайсоновских нокаутов и порхающих мухамедов али – а чисто через призму азартного гамблинга.
Хотя красота исполнения иной раз такова, что Мамёд Али с Роем Джонсом рыдают в одно банное полотенце:
Никому в Таиланде и в голову не придет любить муай-тай бескорыстно. Нет такого, чтобы «смотреть ради развлечения» – вы же, наверное, не смотрите для удовольствия, я не знаю, какое-нибудь «Спортлото». Только ради бабла и только через азарт ставки. Это даже не спорт – это как собачьи или петушиные бои. Скачки. Это просто мотор тотализатора. Никто «из любви к спорту» тут никакой «челлендж» себе не бросает. Нет денег – сами кукарекайте. Поэтому, кстати, мма в Таиланде никому и неинтересен. Потому и зверских тайцев в элите мма тоже нет.
Даже чудовищные чемпионы-доминаторы типа Михи Тайсона в муай-тае никому не нужны –как на тебе денег поднять, если ты всех будешь сносить в самом начале боя, ты дебил что-ли? Поэтому, как правило, под этим влиянием гамблинга бой структурируется на пару раундов разведки-подготовки, а затем уже набирает обороты с кульминацией в пятом раунде. И так чуть ли не каждый день в элитных зарубах нон-стоп-экшен. Там, где боксерские фаранги теребят свои трусы, отказываясь от боев за пол-года – мол, мне нужно больше времени на подготовку, давайте лучше проведем переговоры, порубимся на калькуляторах. А для тай-боксера – это просто очередной будничный четверг. Порубился и забыл – завтра будет другой чемпион, а послезавтра третий.
Еще в тайском боксе нет привычных рейтингов, боксреков, паундфорпаундов и споров «кто самый великий». Есть там, конечно, свои Титаны, ушедшие в недосягаемый отрыв. Такие как Самарт Паякарун со скромным, но авторитетным прозвищем «Гений», который, мало того, что перехерачил пол-Таиланда в муай-тае, так еще и статусный боксерский пояс WBC у фарангов на кулачках завоевал.
Или двухметровый киношный Там-По – Дизельной Кор Танасукам, которого вообще выломили на пенсию непобежденым – какой с тебя толк, если все знают, что ты непобедим?
Ни разу не завоевавший титулов на Двух Великих Стадионах, но всемирно известный тайский Брюс Ли – зверский монстр Буакав. Лицо муай-тая для широких масс, Мотивейшен Мужик и культовый персонаж:
Но в массе отношение к бойцам именно как боевым псам. Псы не становятся знаменитостями и миллионерами. Они дерутся, пока их не убьют или не покалечат. Тайский бокс – это тяжелая работа, которую даже выбрал не ты сам. Это твоя судьба и твое предназначение. Если ты силен духом и тебя любят Боги, то однажды ты станешь чемпионом на священных стадионах Лумпхини и Рачадамнен (туда даже баб не пускают, чтобы не портить магию святых мест!). Бой – это твоя судьба, ты рожден, чтобы быть Воином. Так было с древних времен, не нужно спорить с Богами. Судьбу не выбирают, ей следуют.
– А как же я? Вы про меня написать забыли!
– Съебал отсюда по-быстрому, скоморох ярморочный.
18 комментариев
Тайский бокс всегда вызывал уважение. Говорят Рамон Деккерс один из немногих белых, кто завоевал уважение в Таиланде, больше никто на память не приходит
Про кикеров и белых мутайских фарангов нужно отдельную статью писать.
Будем ждать, тайского бокса много не бывает.
Ну и в боксе когда то было так – просто работа. Арчи Мур например, количество боёв просто сумасшедшее. И вроде звездой никогда не был. Сейчас уж так на износ точно никто работать не будет.
Такое ощущение, что все меняется в известную сторону и безвозвратно.
Цивилизация все искореняет.
В Тае запретили детские бои – каста гладиаторов вымрет через поколение.
Станут простыми спортсменами – как везде.
Сейчас популярно лишь мма со своим бражеже. Топовых ударников нет, одни скучные универсалы. Большинство боев даже в ЮФС смотреть скучно, тошнотворное зрелище.