Экстремальные куклы “Безумного бога”

Кукла была главным спецэффектом пионеров зрелищного кино времен Чарли Чаплина. Кинг-Конг и Годзилла, «Затерянный мир» – разбавляли кадр актерской игры своим особенным волшебством. Кукольные модели безраздельно правили киноэффектами  практически до конца 90-х, пока как следует не окрепла компьютерная техника. Те куклы – это фантастические миры «Звездных войн», «Робокопа» и «Звездного десанта» от Фила Типпета. Это шедевр Джима Хенсона «Лабиринт».

Фильм, который даже бывшего ребенка возвращает в детство:

Немало других талантливых имен – визуал всей фантастики и хоррора зависел от темной фантазии повелителей марионеток.  Сегодня кукольная анимация с цифровыми спецэффектами уже не конкурирует, но осталась сложившимся и востребованным жанром.

– А классика выглядит вечной и неповторимой.

Свой зловещий рассвет ожившие куклы from hell  пережили, конечно же, при советском тоталитаризме.  Отточенные техники манипулирования народными массами легли в основу таких безумных марионеточных хорроров, как «Варежка», «Лошарик» и предтечу балабановской квазимодофилии – картина психоделического распада личности «Боцман и попугай». Молодой Фил Типпет лепил своих уебищ на съемках «Звездных войн», с восхищением оглядываясь на работы великого Романа Качанова, у которого на площадке тогда еще шестерил в костюме ежика маленький Юрик Норштейн.  После выхода шедевра позднего Качанова «Чебурашка идет в школу» Фил понял, что культовые ремесленные франшизы ему душны, а его куклы заслуживает собственного мира. Они должны ожить так, как это видит он сам.

– Хватит подстраиваться под чужие идеи. Есть миры и поинтереснее блокбастеров. И я вам их покажу.

Знал бы тогда наивный Фил, что за красивой оберткой советского кукольного театра распахнуты врата в настоящий Ад, где кукла пожирает душу своего создателя, обрекая его на вечные муки. Пример выдающегося чешского аниматора Иржи Трнка остался незамеченным – его безумный кукольный кошмар «Рука» был запрещен еще 20 лет после смерти кукловода.

– Недаром ведь “Союзмультфильм” созвучен диавольскому имени Мефистофель.

Американские стоп-моушен-аниматоры один за другим падали в пучину безумия – слепые монстры «Каралины», смердящий «Труп невесты», загробный «Кубо» и прочие кошмары терзали души мастеров уровня Тима Бертона, Генри Селика и Трэвиса Найта. Вместо милых чебурашек получались лишь ненасытные кровавые зубастики.

Хоррор и Метал многое дали друг другу:

– А куклы всегда были важной частью кино-ужасов.

Но самая трагическая участь была уготована именно Филу Типпету.

Master of Puppets:

– Obey your Master. 

Амбиции его горели так ярко, что на их чистый свет, хохоча, слетелись ужасные демоны – Типпет взялся за неподъемную ношу. Повинуясь жуткому шепоту из иных миров, в конце 80-х он приступил к конструированию Ада на Земле – кукольной симфонии ужаса «Безумный бог» (Mad God, 2021). Тридцать (!) лет он падал духом, снова неистово бросался в работу, жег рукописи, но по кусочкам собирал своего франкенштейна. Мир боли и мрака стал его рабочей мастерской. Фильм выстрадан по кадрам. Авторские воодушевления выгорели в прах, седина испепелила пафос смыслов, прометейский огонь творца объял его душу черным пламенем. Фильм выглядит экстремально даже с точки зрения хмурого советского ребенка, закаленного готической стилистикой мультфильма «Черная курица» – темный манифест Типпета стал мясорубкой визуального грайндкора.

Добро пожаловать в Ад:

Вы хоть раз слышали в яростной рубке и дисторшн-скрежете Грайнда мелодию? Здесь то же самое с сюжетом – автор вложил в произведение лишь неукротимое Чувство и залил все блевотиной инфернального рёва.

Апокалиптические напевы:

Но, при определенном устройстве психики, вы увидите здесь глубину философской притчи. А отрицающее ужас подсознание и вовсе способно разглядеть в извивающихся кишках агонии – добрую сказку про сотворение жизни. Но это, конечно, индивидуальные ребусы. Ответов здесь нет, процесс важнее результата. Только погружение в гипертрофированный кошмар, сочетающий в себе ядовитый чад индустриализации, генетические извращения, футуристическую алхимию, безумный сплав гниющей органики с нечистивой кибернетикой, гигеровские пульпы, пыточное сплэттер-порно, жженный порох милитаризма, вечный фашизм, пыльные руины вымерших цивилизаций и бетонные лабиринты нео-автократии. Идеальные декорации для экшен-хоррор-безумия, через которое к Финальному Боссу должен пройти огнем и мечом Герой.

Но тогда получился бы другой жанр:

Зритель лишь следует за персонажем, безучастно созерцая функционирование ада. Фильм безмолвен – слышно только атмосферное музло, грохот адских механизмов и чавканье раздираемой плоти. Фильм-погружение в запретный мир, шанс заглянуть в который при жизни вам дадут только грани безумия автора.

Глен Бентон, Deicide:

– Именно так я и представлял себе идеальный мир.

 

– И идеальные мультики.

Безумный Бог засылает клоны Ликвидаторов в сердце сгнивших деградировавших миров, чтобы их уничтожить – но взамен дает этим кошмарным мирам дар деторождения. Который деградировавшие кибер-мутанты давно утратили – мясо покорных индивидуумов штампует конвейерный пресс. Но засеиваемые священным ингредиентом миры рушатся точно в такой же хаос. А, следовательно, также подлежат уничтожению очередным безмолвным диверсантом.

– Легко идти на смерть, когда ты кукла в чужих руках.

Фильм Типпета застрял в 80-х вместе с самим Типпетом. За это время поменялось все – исчезли либо неузнаваемо изменились целые жанры в экстремальном кино и музле. Прежнего общества больше нет.  «Безумный бог» надежно законсервирован от этих изменений. К ним добавлено только разочарование от перемен 2000-х. Что делает картину агонии вселенной еще более кукольно выпуклой. Мир улетел в это будущее без дедушки Фила, по многим темам автор плетется с повторами образов своего кровавого визионерства – компилируя их в окончательный Ад.

– This is crazy evil!

Да и сам фильм слишком эклектичный – начальный замысел наверняка взрослел вместе с создателем, а мир Фила Типпета сложен из граней множества разных осколков. На его создание ушло 30 лет, а его 70-летний создатель и есть Безумный Бог.

– Одержимость всей жизни.

Фильм в обязательном порядке рекомендуется к ознакомлению. Всего 80 минут изощренного кровавого пира – зато всю ночь вам будут сниться прекрасные грозди пульсирующих коконов слизи и уродливые мутанты, пожирающие кишки плюшевых симпатяг Джима Хенсона.

2 комментария

  1. Андрей
    11.01.2022 - 03:48

    Спасибо за рекомендацию, В разных рецензиях читал, что фильм “непростой”, “нидлявсех”, там смыслы внутри смыслов и прочее. Эстетский пиздёж! Фильм прост и интуитивно понятен, хорошо что обошлось без линчевских мутных ребусов. А не для всех он только тем, что там визуальная мерзость просто зашкаливает. Но это уже вкусовщина, кому-то и перестроечное кино норм заходит.

    Ответить
    • Роман Щербина
      11.01.2022 - 14:27

      Да, символизм тут не плутает петлями.
      Есть о чем подумать, но можно смотреть и легко в лоб.

      Это показатель – фильм подстраивается под зрителя без лишних выебонов.
      Не умняки Уэса Андерсона, которые сразу нацелены на эстетскую аудиторию.

      Ответить

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.