Ведьмы

Экранизация «Ведьм» зашла в 2020 году на второй круг после довольно успешной попытки тридцатилетней давности. Искушенному зрителю будет интересно сравнивать эти фильмы покадрово, оба фильма получились достойными, но новая версия не смогла стать по-настоящему самостоятельным кино и бродит по заколдованному кругу. «Ведьмы-2020» получились классным, но лишь ребутом «Ведьм-1990». Но классным.

Трейлер фильма “Ведьмы” 1990 года:

Я видел мнения на этот счет, но не считаю, что «Ведьмы»-2020 – это какой-то принципиальный идейный провал с лишь «удачными элементами». С точки зрения финансов – возможно. Прокат мертв, это уже не показатель. Гораздо интереснее, почему ради такого «вторичного» проекта восстал из небытия сам Роберт Земекис.  Который вплоть до 2000-го года был одним из главных Имен Голливуда.

Собственно, Голливуд – это и есть мы!

«Роман с камнем», «Назад в будущее», «Кто подставил кролика Роджера»  и «Форрест Гамп». Да просто невозможно представить себе Голливуд 80-90-х без этих тайтлов. Но потом увлекся абсурдным прогрессивизмом, трехмерными «реалистичными» мультиками про «беовульфов», и на этом «полярном экспрессе» уехал из золотого мейнстрима в вонючие тупики провинциальных вокзалов.

Трейлер фильма «Ведьмы» 2020 года:

Я рискну предположить, что его привлекло именно в «Ведьмах». Это литературная основа британского писателя Роальда Даля. Его книжки до сих пор будоражат фантазию лучших постановщиков – Тарантино, Спилберг, Бертон, Уэс Андерсон. Все пытаются подобрать ключи к его стилю, адаптируя его под свой. Так вот. Оригинальные «Ведьмы» были сделаны в эдаком характерно плюшево-спилберговском стиле детского кино 80-х/90-х типа «Инопланетянина» или «Гремлинов». В то время как сеттинг «Ведьм» просил яркого гротеска изобретательной стилистики Тима Бертона. И Роберт Земекис стал именно тем Тимом Бертоном, которого мы в последний раз видели, наверное, только в «Чарли и шоколадная фабрика». Какая ирония судьбы – снята тоже по книжке Роальда Даля.

– Слышал про ведьм, милый?

Увы, в этом Бертоне растворился и исчез сам Земекис. Но результат того стоит. Фильм напитался идеями предыдущей постановки и переиграл все поярче. Но, увы, остался в рамках книжки, которая своей детской пустоватостью не дала постановке раскрыться мощнее. Хотя у нее для этого были интересные потенциалы. Снова колдовской круг – книжка как причина возвращения к сюжету, и она же как прутья клетки, за которую фильм не смог пробиться.

– Не расслабляй булки, Тим. Сними Своё Кино.

Разборки двух «Ведьм» — это не просто противостояние Анжелики Хьюстон и Энн Хэтэуэй. Тут Аня Хохотуй просто убрала Хьюстон из кадра сокрушительным нокаутом. Чудовищно мощный доминейшен.

– Эта роль дала мне “Семейку Адамсов”

– Эта роль даст мне всё. И сиськи у меня больше, кстати.

Кстати, забавно. Слышал такие мнения, что, мол, а что вы хотели. Сейчас фильмы никого не впечатляют, потому что дефицит ярких сюжетов, ведь так много всего наснимали. А вот раньше любая херня была обречена на успех автоматом – потому что слаще морковки ничего не было! Наверное, именно поэтому Голливуд сегодня не может родить ничего кроме ремейков с ребутами старых хитов, не забывая при этом ронять планку на все более рекордные уровни деградации.

 – Пацаны, наше кино потом полвека будут безуспешно разгадывать как гробницы фараонов.

В версии Земекиса белая британская сказочка резко свернула в черную толерантность. Больше нет очкастого лошпеда и его курящей сигары мощной шведской бабки в антураже чопорного англицизма. Кино современно вырулило на актуальную американскую «борьбу с расизмом».

– RUN! GO! GET TO THE CHOPPA!

Но, в данном случае, к мультирасовости сюжета нет никаких претензий. Даже несмотря на моменты назойливости и забавной нереалистичности отдельных сценок со всей этой расистской херней.   Но сам мальчишка получился гораздо более жизненным и трогательным, чем деревянный белый очкарик из оригинала. Настоящий гетто-хоми, который в кадре не сфальшивил ни на секунду.  Бедный сиротка, но при этом духовитый бро, не дающий этой сраной жизни сломать себя. Отступать то и некуда – так, смахнуть слезу в ушаночку, отвернувшись от камеры. А тут еще такая мощная харизматичная бабка, которая сразу настраивает мальчика на правильные жизненные ориентиры. Детские игры закончились, молодой человек, пора становиться настоящим мужчиной.

– Go for it, Witches-Bitches!

Ведьмы тоже изменились. Из чопорных британских «шапокляков» они превратились в более разнообразных и жутких тварей. Некоторые даже выползли из настоящих луизианских болот. И мощная бабушка тоже оказалась вуду-знахаркой со своими детскими счетами с ведьмами. И в кадре с каждого патефона и телевизора бушует Настоящая Блак Калче. Но, увы. Именно эта часть истории была с треском провалена. Вуду-антураж оказался декоративным, из основного сюжета вычеркнуты и афро-злодейства и бабкины колдовские скиллы. Фильм просто провалил по-настоящему яркие моменты черного фольклора. Это, кстати, главное разочарование от просмотра. И это после мощного раскрытия темы в «Американской истории ужасов»!

–  Не просто разные по цвету. Заруба разных магий.

Кстати, я было возмутился, что половина лысых ведьм без паричков оказалось переодетыми голубцами, но ведь и в оригинале, как оказалось, было всё то же самое! Как мило смотреть сегодня на те скромные начинания, которые не пропали даром!

– Сами добились и вас научим!

И тут мы возвращаемся к покадровой битве мощной гранд-дамы Анжелы Хьюстон против легкомысленного Хохотуя, которого редкий зритель вообще отличит даже от Марго Робби!

– Мужики мельчают. Поиграем их ролями!

На ярком антураже «Ведьм-2020» Анжелика Хьюстон выглядит, конечно, пожилой простушкой. У Земекиса же каждый кадр просто бушует Стилем. Тут просто парад пин-ап-стайлинга, роскошный визуал и антиквар-реквизит. Плюс спецэффектные мышата, конечно. Но они, сюрприз, и в 1990 году выглядели на удивление круто на плюшевых стероидах легендарного кукловода Джима Хенсона.

– Мало кто сделал для детей больше чем образцовый куклачев Джим Хенсон.

– Готов поспорить!

Но эксцентричная Хохотуй уничтожила сдержанную Хьюстон именно за счет мощного гротеска. Ее адский акцент просто невозможно передублировать – там три трети ее злой харизмы! Реально с первой до последней секунды таращишься на нее с натуральным восхищением. Ну назовите мне за последние лет десять хотя бы пару женских ролей, которые производят такое яркое впечатление. За ее повадками каждый момент наблюдаешь жадно. Жесты, движения, взгляды, реплики. Все максимально замечательно!

Весь образ Ведьмы в обоих фильмах опирается на язык.  У Анжелики Хьюстон это был экспрессивный немецкий акцент – карикатура на Адольфа Гитлера с поправкой на рифмы местных агний барто. И только в моментах перевоплощений фальшивой оболочки в Настоящее Зло.  А у Хэтэуэй переход из человеческого обличия в Тварь и обратно – лишь смена стильного гардероба, суть остается той же. Поэтому она и в роли мега-селебрити разит наповал каким-то чудовищным акцентом древних скандинавских эпосов. Типа, Верховная Ведьма вылупилась где-то там, на северах.

– Наша Снегурочка!

Да и сам сюжет Ведьм-2020 скомпонован более экшен-динамично и хоррор-саспенсно. Есть несколько очень напряженных сцен. Что даже немного смущает – а для каких детей вообще сделано это кино? Все эти зубастые пасти и японские ужасы с руками, с хрустом выламывающимися из суставов. Плюс сохранен книжный оригинал без хэппи-энда. Что еще более озадачивает – фильм остановился буквально в паре шагов от кровавых кишок шок-контента.

– Устал смотреть на ваши гламурные шляпки. Давайте уже кого-нибудь зарежем и сожрём!

В итоге, «Ведьмы» 2020 будут интересны и взрослым, и детям, но рискуют пройти непонятыми мимо и тех, и других. Фильм, который заслонил своего предшественника, но не получил за это никакого признания. Который оплеван всеми критиками, но именно он даст Энн Хэтэуэй шансы стать главной женской звездой в мировом кино – теперь понятно, что ей по плечу вообще любая роль. Несмотря на «легкий жанр» фильма. Потому что не бывает легких жанров в руках такого мастера как Роберт Земекис.  Когда он делает хорошо – у него получается хорошо. В любом жанре. А это хороший фильм, но смотреть его имеет смысл только на языке оригинала. Такая вот дискриминация.

Для тех кто смотрел “Ведьмы-2020”, но не видел “Ведьмы- 1990”:

3 комментария

  1. ZeN
    18.11.2020 - 11:28

    Блин, я думал не смотреть, но теперь вроде как надо заценить.
    Предыдущий фильм вроде как помню, но очень смутно.
    Вы посмотрите таки Spell в оригинале, так как раз бабка дает мощное луизианское вуду, и говор, сука, бесподобный.

    Ну а фоточка с Деппом и Хердом вставлена настолько мастерски, что я только взвизгнул 🙂
    Вроде только закончился подрыв пуканов с предыдущей статьи, и вот опять – ya all must have forgot! :)))

    Ответить
    • Роман Щербина
      18.11.2020 - 13:11

      Да, гляну.
      А Ведьм я детям показал в дубляже – фильм мертв, уничтожено просто вообще все.

      Ответить
      • ZeN
        18.11.2020 - 15:26

        Я давно уже ничего в переводе не смотрю, если один. Зачем? Включаешь в оригинале, вся актерская игра, если он есть, налицо. Актерская игра, а не мутное блеяние озвучивающих бред, называемый переводом.

        Ответить

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.