“Мама” Флориана Зеллера на сцене Театра Моссовета

Завершил знакомство с драматургической трилогией Флориана Зеллера просмотром спектакля «Мама». Получилось на откровенного затухающей амплитуде, так как постановка Театра Моссовета своей простотой не предполагала откровений. Но оригинальный материал силен настолько, что всё равно впечатляет. «Отец», «Сын» и «Мать» – это яркие примеры сильного триллера, которые лишь обретают новую глубину в зависимости от инструментов автора. На бумаге, на сцене и в кинокадре.

– Это только начало.

Собственно, считаю, сам Зеллер выдал своим творениям адекватные рейтинги. Для дебютного кино триумфа выбрал именно «Отца». Сейчас работает над постановкой «Сын», который тоже пронзительно шокирует, но не так тяжел, как «Отец». «Мать» удивляет тем, что остается в этом же жанре семейного психоза, но все равно находит свой уникальный язык, ноль самоповторов. Дойдет ли до «Мамы» очередь у Зеллера-кинорежиссера? Я думаю, что да. В наше время кризиса идей – материал очень редкий.

– Давай только без мимов, французик.

Сюжет… очень прост и по-бытовому узнаваем. Кризис в браке обостряется, когда из привычной суеты выпадают выросшие и упорхнувшие взрослые дети. Муж прекрасно увлечен своей работой. Или чем-то еще, ссылаясь на занятость и командировки. Жена сходит с ума от безделья, ревности и обиды, постепенно сползая в липкие туманы алкоголизма и фармакологии. Такой «Осенний марафон», без интеллигентной ретуши на настоящее скотское нутро.

– Можно же как-то по-человечески.

Ненависть к мужу борется с зависимостью от него. Неистовая материнская страсть к сыну расшибается о его безразличие. К дочери мать брезгливо равнодушна, хотя вроде, как и должна по законам природы любить свое дитя. Пытка раздирающими противоречиями погружает Маму в настоящий ад.

– Удастся ли найти из него выход?

Весь спектакль – калейдоскоп повторов одних и тех же сцен. Которые сначала бешено рвутся из души страшным порывом подсознания, а потом воплощаются беспомощностью в жалкой забитой реальности. Атаки ненависти на мужа расплываются в лужу перед его властностью. Сын защищает от ее разрушительной ревности свою возлюбленную. Мать мечется между безысходностью реальности и жутью искажений подсознательности. В какой-то момент просто перестает их различать. Зритель каменеет  от напряжения – в каком из миров происходит это безумие прямо сейчас? Как далеко всё зайдет? Чем всё закончится для ее близких, когда развеются туманы этого психоза?

– Роковое влечение.

Постановка Театра Моссовета передала все эти эмоции. Но, всё равно сильно смущала некоторыми моментами. Опять эта пошлятина с мимами. Да вы задрали уже со своими, блядь, мимами. Ну не цепляется Зеллер за свое французство, он даже «Отца» снял с сэром Энтони Хопкинсом на английском акценте в стиле британской школы. Вы бы еще хороводы матрешек в каждую постановку Чехова запихали. Ну, что за пошлятина? Тем более, что ваш мим ничего не умеет как следует, он в пантомиме вообще не шарит. Ну да ладно, мим здесь просто антрепренёр между актами, бог с ним.

– Что не так с мимами, бро?

Но сама Мама. Жена худрука этого театра. Тетка с прокуренным сиплым голосищем и нелепыми ужимками. Дерет горло, а понимания вот этой безумной любви матери к сыну нету. Там видно, что у самой актрисы такого личного опыта нет. Она его “театрально” придумывает.

– Мама и еёный друг-худрук.

Не дает развеяться магии искусства лишь убедительный муж – он то вялое чмо, то властный брутал, то безумный клоун. Ну и любимая девочка сына. Которая глазами матери выглядит вульгарной блядью, а в моментах реальной жизни – испуганной мышкой. Контраст настолько талантливо разителен, что приходилось даже напряженно делать вид, что мне совсем неинтересно смотреть на ее сиськи.

– Очень задорная, спасла спектакль.

 

– Подождем. Твою мать.

В этом плане, я не могу дать восторженную рекомендацию на спектакль. Возможно,  литературная основа пьесы даст более яркое впечатление и достаточно будет ее просто прочитать. С другой – это недорогой спектакль, почему бы и нет, общее то впечатление сильное. Но что понятно в любом случае – талантливый кинопостановщик способен снять на этом материале второй «Реквием по мечте». Получится ли это у Зеллера? Надеюсь, что узнаем.

2 комментария

  1. прохожий
    19.03.2022 - 09:39

    Спасибо, провинциальные мы с интересом ждем кино-постановки самого Зеллера.

    Про театр, тем не менее, все равно читать очень интересно, Роман. Пожалуйста, не забрасывайте тему)

    Ответить
    • Роман Щербина
      20.03.2022 - 19:33

      Стараюсь отписываться по всем театральным впечатлениям.
      Одно пропустил – так оно сегодня заиграло новыми красками, попробую наверстать.

      Ответить

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.