Фильм «Батя» стал любопытным событием посткарантинного российского кино. Снят в недорогом и востребованном жанре, быстро нашел свою аудиторию, заработал хорошие деньги. При этом, как фильм даже не потрудился свести набор скетчей, из которых он и состоит, в одно целое кино. Несмотря на убедительную похмельную рожу Вдовиченков, выглядит “Батя” как типичная продукция носатого ТНТ-теле-контента.
– Короли комедии.
Недавно, по поводу ухода из жизни Бориса Грачевского были дискуссии по поводу его творчества – мол, низкий жанр, тупые сюжеты, бездарные дети. Но это работало. У целевой аудитории таких вопросов не возникало – короткометражки Грачевского до его последних дней были хитягами ютуба. Так и здесь – нехитрые скетчи-флэшбэки советского бати Вдовиченков с мелким перестроечным щеглом выглядят симпатичным «ералашем», такие же неровные по смыслу и юмору. «Ностальгические» фишки советского детства выглядят смешно на контрасте с современными реалиями – как же все поменялось. Но, в какой-то момент их нарочитость становится предсказуемой. Точно знаешь, что сейчас будет что-нибудь про взорвавшуюся банку вареной сгущенки или про газету, которой нужно вытирать задницу.
– Олдскульные лайфхаки.
Беспомощным провисоном стала современная линия сюжета. Где выросший у сурового папы пацан сам стал папой, но… куда что делось – не умеет вести себя ни с детьми, ни с женой. Неприятная Михалкова клюет ему мозг высосанными из пальца истериками. Выглядит настолько глупой бабой, что непонятно – зачем с ней вообще жить. Дети – какие-то невоспитанные мудаки, которые папу ни во что не ставят. Просто слепленный на коленке скучный фон для пауз между скетч-флэшбэками.
– Че ты как маленький?
Батя с семейкой придурков принципиально не общается, но на 70-летний юбилей родственнички двигают в авто-путешествие – поздравлять дедушку. Типа, в пути они должны преодолеть роуд-муви-испытания, переоценить свои семейные отношения, понять друг друга и, через это, понять и принять Батю-мизантропа.
– Печально я гляжу на ваше поколенье.
Но увлечь своими персонажами актеры не способны, выглядят они крайне фальшиво, а их попытки острить не впечатляют. Весь фильм так до конца и держится на Вдовиченков и смешных сценках советского детства, которые тоже пытаются выстроиться в некий параллельный сюжет, но бездарность сценаристов и постановщиков и эту, самую удачную часть кино, роняет на уровень идиотских сериалов.
У авторов серьезные проблемы с чувством меры. В безудержных потугах «юморить» они выставляют сурового Батю то откровенным жлобом, а то и вовсе дегенератом, который, например, ставит ребенку порнуху вместо мультиков, чтобы бухать не мешал.
– Смех без причины.
Даже на дистанции короткого скетча режиссер умудряется выдыхаться – в глаза постоянно бросается картон персонажей и сюжетные ходули. Зрителю слезливо сообщают, что Батя в своем алкоголическом хобби стал настолько неукротим, что мама (которую настоящая жена Вдовиченкова и играет) его бросила. Отличная мама, чего уж – оставила маленького пацана с сильно пьющим папой, который ему порнуху вместо мультиков крутит. При этом мама из сюжета пропадает за секунду и насовсем. Как будто Батя ее сам и прикопал. Во взрослой жизни про неё даже не упоминают. Талантливый сценарий. Мама была, мы этого не отрицаем, но она самоликвидировалась.
– В жизни попробуем сыграть эти роли лучше.
Жаль, не показали, со скольких лет мальчик с таким Батей сам начал пить водку, с кем дружил, когда получил первую судимость и т.д. Скачок в гламурную и успешную современность произошел слишком резко и неправдоподобно. Зато удобно, зачем все усложнять, фильм ведь не про это. А про что же? Ну, вот доехал весь этот табор до Бати. И что? Ему на них наплевать, они его ненавидят. Откуда взяться хеппи-энду, если он логически ни из чего не следует. Нет проблем, его можно просто придумать. Сынуля с дрожащей слезой вдруг истерично кукарекнет «Папа, вы мне никогда не говорили слов любви! Я закомплексованное чмо! У меня детская травма!», поражённый Батя судорожно стиснет его заскорузлыми руками, у всех с души упадет камень, все весело захохочут и «начнут всё с начала»!
– Дорос до роли. Готов сыграть Батю-2.
Но просмотру такая халтура сильно не мешает. Практически с самого начала понятно, что это даже не кино, а обрезки каких-то заготовок для телесериала. «Ералаш» получился неплохой, но хотелось бы, конечно, именно кино. Неужели, слишком многого хотим?
– А Батю-3 оставьте мне!
4 комментария
Отличную идею реализовали ну очень плохо. Мальчик в фильме и уже взрослый якобы папа – это вообще разные люди.
Игра актеров – это вообще даже не первый курс театрального. Их заученные тексты даже слух режут, сидишь постоянно с фейспалмом и испытываешь испанский стыд. Только советские флэшбеки со Вдовиченко хоть как-то спасают. Из-за них не хочется выключать фильм. Получилось на троечку с минусом, как по мне. А идея настолько хороша, что можно было замутить на твердую пятерку.
Кстати, новый фильм Гудбай Америка – это просто днище даже по сравнению с Батей.
Когда я понял, что это не кино, а ералаш -позвал маленьких детей смотреть.
Им очень понравилось, смеялись весь фильм.
Как увидел в трейлере взрыв сгущенки – сразу понял что ходить на это не надо, раз они посчитали этот эпизод самой удачной шуткой. Но вот действительно Коля Коппола мог бы спасти фильм. Появились бы вторые смыслы.
Я даже повелся и посмотрел. Остался в недоумении. Что это? Для чего это?
Батя представлен в фильме не суровым мужиком, а полным мудаком. Впрочем, откуда создателям фильма знать в чем разница?