Карантинные недельки почему-то не заставляют особо сожалеть о тех временах, когда кинотеатры давали по пять премьер в неделю. Гораздо интереснее порыться в сокровищнице рубрики «Кино, которое вы прошляпили» и порадоваться удачной находке. Например, японский фильм 2007 года «Черный пояс», где мифология карате подана зрителю со всеми ритуальными церемониями уважения к своей родной культуре.
– Вся правда о древних секретах!
Ведь, так-то сходу особо и не вспомнишь в известном широкому зрителю японском кино по-настоящему мощного мотивейшена этому единоборству. Сплошное засилье самураев с якудзами. На фоне пулеметной частоты китайских кунг-фу-хитов и дюжины мировых суперстаров этого жанра – Япония так и не явила миру кино-Лицо своей ударки и борьбы. Ну, если только таковым не считать упитанную харю Стивена Сигала!
– Замутим свою школу карате! Тебе мама в детстве сказки читала?
Возможно, такая тихая застенчивость обусловлена тем, что вообще всё карате вышло из полу-китайского острова Окинава, где «древние традиции» этого исконно японского единоборства зародились в … последних годах 19-го века. А карате-патриарх Гитин Фунакоши вообще познакомил «континентальную» Японию с их «древним культурным достоянием» лишь в 20-х годах двадцатого века. При этом, на ходу переименовывая окинавские термины на японский язык и постоянно шастая в Китай на стажировки по местной рукопашке, с которой, собственно, всё карате и срисовали. Фунакоши то и стал успешным популяризатором (и монетизатором) карате в Японии, потому что был единственным из Великих Мастеров того времени, кто говорил по-японски! Сразу видно – культурный человек и внушающий доверие бизнесмен, не то что эти дикие окинавские чурки!
– Окультурил ваш маргинальный мордобой. Вывел из вонючих днищ в золотой мейнстрим.
При этом не забывая активно раздувать мифологию древних традиций и секретных техник – что, позже (в 50-х годах) довел до ослепительного коммерческого совершенства легендарный основатель карате-киокушинкай Масутацу Ояма, который, по свидетельству о рождении, вообще – кореец Енг И Чой!
– Задрали суши. Сейчас бы казанчик домашненького плова наебнуть!
Естественно, сразу же резко обострилась конкуренция – торговля сказочной физкультурой (естественно, под рассказы про вековые секреты смертельных супер-ударов) давала шальное бабло, не хуже барышей цветочников на Восьмое Марта! В итоге, оформилось несколько основных стилей карате, которые друг от друга отличались скорее декоративно, так как вышли с одного окинавского причала. Да, были и стили, сохранившую жесткую китайскую базу портовых мордобоев. Но всё задавила тенденция массовости (впарить всем!), которая выхолостила прикладную свирепость карате как искусства уничтожать противника. Заменила на эффектные фишки и загадочные церемонии. Ведь главное – как преподнести. Что толку, что отмороженный Мотобу (однотатамник Фунакоши) по кличке «Обезьяна» чтил злобный фулл-контакт и махался в каждой подворотне, чудом не загремев на тюремную шконку. Когда он в 1921 году сенсационно завалил некого якобы боксера (в современных баснях, минимум, Кинг-Конга) в громком микс-файт поединке – на обложки всех изданий Японии попал не он, а Фунакоши. Потому, что именно тот общался с журналистами, а чурбан Мотобу помалкивал в сторонке – человек просто не знал японского языка!
– Ни стыда, ни совести!
Так вот, разница в стилях школ, несмотря на мистические туманы древнего секретного мастерства, была примерно такая. Допустим, ходил ты на бокс к дяде Мите с Васей, Андрюхой и Серёгой. Потом решили сами секции вести – ты снял помещение в подвале, Андрюха в школьном спортзале, а Серёга к ментам тренером устроился. Ты работаешь под вывеской ООО “Молодой лес”, у Андрюхи ООО “Сосны и море”, а у Сереги корочка МВД и погоняло “человек из Кемерово”. А после его выхода на пенсию ОМОНовцы долго передают друг другу секретный прием “уебать по-кемеровски”. Дети и некоторые ученики у каждого Сенсея со временем получают долю в семейном бизнесе, начинаются маркетинговые разборки за долю рынка, с компроматом, поджогами и драками учеников. И все это подробно отражается в районной газете «Самурайский гудок». Общественность с волнением следит за происходящим. Собственно, это и есть основные особенности стилеобразования в карате.
– Не пали контору!
В фильме вот примерно этот самый период японского расцвета карате – 30-годы двадцатого века. Додзё в живописном лесу. Мудрый Cенсей тренирует трех японских богатырей. Аскетичный скромник Гиру, взрывной альфа-самец Тайкан и никчемный Чуи, который еще не определился. Сенсей учит их важным секретам – дышать по специальной технике. Это необходимо для смертельности ударов. Не пятнашку километров пробежать, а натужно выдавливать из себя загадочные звуки, стоя босыми ногами на утренней росе. В общем, полное благолепие и единение с природой. Живут, они правда, натуральным хозяйством – даже непонятно, когда успевают пахать и сеять. Бабы с ними не проживают – ну да они и сами все симпатичные, может им и не надо. Потные треники всем стирает, видимо, безотказный Гиру. Сенсей скуп на слова – выдает только редкие непонятные афоризмы, до которых вы, возможно, и дорастете к концу фильма.
– Карате – это жестокие руки и сердце Будды.
Между тем, к избушке строевым шагом подваливает целый взвод самурайских военных из армейской полиции. Типа, вот вам повесточка, спортсмены. Хуле вы тут секретничаете без баб – будете теперь тренировать бойцов Квантунской Армии. Слово за слово, взрывной Тайкан сгоряча дал в ухо одному из нервных военнослужащих. Да так, что у всех глаза распахнулись аниме-стайл – после первого леща потерпевший бьется в судорогах и пускает под себя теплую лужу. Офицер не стерпел подобного бусидо-дизреспекта и замутил самурайскую дуэль, в которой наполучал в жбан в присутствии всего личного состава. Времена были суровые, опозоренный воин без затей зарезал сам себя.
– Добей. Или ты хочешь, чтобы я жил в бесчестии?
И вот тут фильм дает понять, что это не какой-то там боевичок с Чак-Чаком Норрисом, а глубокое произведение, отражающее непростые смыслы философии карате. Казалось бы, терять нечего – иди в лес. Грабь терпил, обирай лохов, отжимай бизнесы. Встраивайся в рынок. Но нет. Седой Сенсей наплел всем загадочных ребусов и издевательски отдал богу душу.
– Че ты нам голову морочишь, старый? Открываешь школы, собираешь бабло за пояса. Все просто. Как в бражеже.
Мол, суть карате – не в агрессии, а в смирении. Сдайтесь властям, терпите все харчки и унижения и вы познаете самое восхитительное блаженство. А мой черный пояс я завещаю вам всем – сами решите кто будет его носить. Злобный Тайкан сходу забил на мутные заветы, потому что понятно – чтобы стать лучшим Мастером, нужно жестоко избить всех остальных Мастеров. Поэтому, тут же устроился на службу к военным негодяям, и сам стал ходить по прочим додзё и выпизживать оттуда других Сенсеев.
– Чисто мультяшный Тай Лунг из “Кунг-Фу Панды”.
А новый комендант военной полиции тут же открывает в этих додзё кабаки и блядюжники, куда сгоняют девок из окрестных нищих сел. Процветают крышующие этот бизнес деревенские ОПГ, терроризирующие всю округу. Беднота в отчаянии – помощи ждать неоткуда.
– По распальцовке вижу, что человек вы серьезный. Пройдемте в додзё, решим вопрос по понятиям.
И только задумчивый дрочила Гиру созерцает все это со смирением – ведь бить людей нехорошо. Вокруг насилуют, грабят и молят о помощи, а он сидит и разглядывает колоски в поле. Ебанько. Естественно, сюжет сведет в финале Тайкана и Гиру в решающей битве Добра и Зла. Потому что только пацифист Гиру остался последней преградой для Тайкана на пути к навязчивой цели всей жизни – черному поясу.
– Вручение Артефакта Абсолютной Силы.
Фильм четко канонический с точки зрения всех правильных японских карате-понтов. Во-первых, он сам по себе круто снят. Отличные хари, рычащие диалоги и бытовые мелочи. Снимали для своих – их то не наебешь. Тайкан и Гиру – реальные именитые каратисты и в кадре выглядят круто, породу видно даже по походке. Хотя, и со сказочностью тоже все в порядке. Ужасные удары смерти валят народ надежно. Но на каком солидняке Злодей раздает свои убийственные пиздюлины! Два удара в фанеру, один в жбан – тело складывается как от тарана самосвалом на пешеходном переходе. И как жестко прорезаются из Гиру его, спрятанные до поры до времени, скиллы. В итоге, фильм не скатывается в мельтешащую хонгильдонщину, дает взрывные эпизоды жесткого экшена, но при этом остается социальной драмой о классовых противоречиях гнилого японского царизма. И, к тому же, является еще и солидным памятником карате как культурному достоянию Японии. В своем роде уникальное и атмосферное кино. Посмотрите, возможно фильм и станет решающим мотивейшеном, который откроет вам Путь неагрессивных побед и красивых афоризмов!
Другие статьи на аналогичную тему:
15 комментариев
Про фильм ничего сказать не могу, не смотрел.
Но вот кунфуйская панда охуительна!
Помню, смотрели с товарищем первую часть в кинотеатре, под конец на нас оглядываться начали, так мы выли!
В мультик отдан респект всему китайскому кинематографу – тотемные звери представляют основные стили кунг-фу, загадочные артефакты, мудроусатый Шифу, секретный мизинцевый захват, МАСТЕР НОСОРОГ И МАСТЕР БЫК, и конечно же падший ученик – мощный ТАЙ ЛУНГ! Бля, драма! Классика!
Пять минут – узнаешь все фильмы сразу 🙂
Дочке тут скачал – она в полном восторге от мульта – дерётся со мной “кия, уя!” 🙂
Правда, на пересмотре обратил внимание на слабоватый аспект, за восторгами первого просмотра как-то потерявшийся.
Все-таки момент становления жирной свиньи в настоящего Мастера, как показано в фильмах того же жекичана, никак не отражен. Просто типа панда и так охуительный, просто он об этом не знал! А тут ему объяснили и энергия ЦЫ сама наполнила жирное тело! Главное – дух!
Ну то есть тренировки показаны как-то, конечно. Но все настоящие мастера панду чморят, на фоне улетных тигрицы, обезьяна, журавля, змеи и богомола он выглядит яшкой.
Я уж не говорю об инфернальном Тай Лунге – он показан просто ЗВЕРСКИ, как звери его срут, это улёт вообще 🙂
Вот он красавчик.
Но несмотря на это мультик адски смешной. Анимация драк, убедительные подачи и полеты через весь город сделаны великолепно 🙂
Видно, что делали люди в теме.
Я его и сам смотрел (и пересматривал) именно как крутой боевик.
Там масса таких мест – что просто нет слов.
Где Шифу стоит на лестнице, а Тай Лунг появляется перед ним из ниоткуда, просто между всплохами молний.
И так все кино.
Тай ЛУНГ показан со всем уважением.
Вот сколько правильный злодей придает фильму! (ну, с учётом того, что мультик и для детей тоже).
Многие моменты очень эффектно сняты, драматично.
Во второй части опять же Павлин – ну какой охуенный злодей, какая у него анимация – весь такой вкрадчивый, гладкий, плавный. Психопат:)
За всем оперением и одеждой и не разглядишь удара. Совсем не ломовой стиль Тай Лунга, но тоже очень круто сделано, явно вдохновлялись боями, где такой же одеждой скрывали удары. Что-то такое помню эпизодическое было в фильмах 🙂
Отличная статья, спасибо.
Спасибо за спасибо )
Заниматься карате в Японии сейчас – это зашквар. Никакой уважающий себя человек не будет об этом трепаться. Кендо – вот путь к респекту. Поэтому не будет не фильмов не пропагандирования. Японии оно не нужно.
Почему зашквар то?
Оно же вроде олимпийским будет скоро.
Ояма заложил атомную бомбу под японскую самостийность))
Теперь любая бледнолицая свинья будет попрекать Чистоту японской Культуры!
Ну не Кендо же им на Олимпиаду продвигать? Если получится карате почему нет?
Они не позволяют лапать иностранцам свое нутряное. Сигал насколько я помню, практически исключение – так то в Японии в обучение европейцев не берут. А карате – ну как у нас матрешки, хорошо продается и ладно, никакого смысла внутри оно уже не несет.
Окамон, раздают все эти свои пояса пучками – только плати за франшизу.
Стимулируют мировой охват филиалами и школами, замыкая их на себя.
Это же бизнес.