Джеймс Ван оставил в современном жанре кино-ужасов яркий след, но противоречивое наследие. Хорроры он уже перерос, дойдя до миллиардов комикс-мейнстрима с «Акваменом» и «Форсажем». Встал в один ряд с Сэмом Рейми и Питером Джексоном, которые тоже дебютировали с культовыми хоррорами. Но Ван свои талантливые успехи интенсивно коммерциализировал, создав целую сеть прибыльных франшиз-пустышек. Что не отменяет его по-настоящему сильных работ – андеграундной хитяги «Мертвая тишина» (Dead Silence, 2007) и, конечно же, всем известный «Астрал» (Insidious, 2011). Это важно. Но возвращение Джеймса Вана в хоррор-режиссуру с фильмом «Злое» (Malignant, 2021) выглядело неоднозначно.
– Не дышите. Мы под водой.
– “Форсаж-7” стал самой коммерчески успешной серией франшизы.
Да, был случай с порывом самого Сэма Рейми, когда он уже после своих «Марвел»-триумфов выдал совершенно авторский трибьют своему любимому жанру «Затащи меня в ад» (Drag Me to Hell, 2009). Интересно, смешно и усрачно. Даже в прокате – убедительный успех. Но Рейми сразу отсек все мутные варианты – кино было сделано одноразовым, история получилась законченной. Сиквелить ее без фирменного авторского стиля никто не решился.
– Шикарная ведьма, редкое качество в масштабах всего жанра.
– А теперь бей ее степлером прямо в лоб!
Сэм Рейми снял свой маленький адок явно для души и развлечения – легко и остро. А вот зачем в хоррор вернулся Джеймс Ван было непонятно. Ну, наверное, опять наебать нас очередным безликим ужастиком, пять сиквелов к которому будут делать его подмастерья. Схема ведь работает до сих пор, все хорошо. Что тут может измениться.
– 15 лет успешно вам впаривал кишки и говно тупорылой “Пилы”.
Фильм, соглашусь, заходит стильно прямо с начальных титров. История развивается понятно и динамично. Явная подводка к классическому слэшеру. Кстати, с довольно неплохим респектом к классике 80-х. Но.
– Интересный новичок.
Как-то наивно было надеяться, что Ван вот так возьмет и выдаст машину смерти уровня Миши Майерса, Джейсона Вурхиса или Виктора Краули. Хоть бы даже что-то уровня «Маньяка-полицейского». Вычурный ножик, модный кожаный плащ, с уродливостью внешности тоже как-то вроде как схалтурили (на первый взгляд). Тут еще масса явных заимствований из фирменных хоррор-короткометражек Дэвида Сандберга, который снял Вану удачный «И гаснет свет» (Lights Out, 2013). Но что-то… здесь не так. Их темных углов ползут странные и уродливые тени.
– Там, в темноте – что-то злое.
Ладно слэшеры 80-х. Но в фильме Вана слишком очевидны цитаты из… итальянского Giallo 70-х. Жанр, который привел чарли-чаплинский психологизм Хичкока в дэт-экстрим тотального слэшерского мяса.
Тут еще этот модный нолановский эффект трансформирующейся временной петли. Зритель начинает терять опору под ногами. Момент, когда вы поймете, что происходит в этом фильме – застанет вас врасплох. Когда перед вами во весь рост встанет эта Тварь – вы начнете подозревать, что вы теряете контроль над своим пониманием этого кино. Масса деталей, которые сначала выглядят непонятным поиском индивидуальности для коммерциализации очередной халтуры… становятся честными подсказками Жуткой Тайны.
– Невольный свидетель всех убийств.
Джеймс Ван умудрился прятать от зрителя кульминацию до последнего. Последние двадцать минут фильма выдают такой хоррор-экшен, будто Джейсона Вурхиса играет Стивен Сигал. Такого не было даже в первом «Терминаторе». Плюс инфернальная стремительность “Ниндзи-убийцы” (Ninja Assassin, 2009) . Менты штурмуют монстра в яростном отчаянье, но они лишь угощение на этом кровавом пире. Музыкальной темой финальной разборки стал хрип резаных глоток и хруст вывернутых наружу сломанных костей.
– Может и встретимся еще. Кто знает.
– А я, ребята, такую хрень, наверное, уже не потяну.
Потому что одолеть набравшего силу демона можно только силой подсознания «Клетки» (The Cell, 2000). И тут у него есть достойный соперник, способный напугать даже такую тварь. Кино пролетает за два часа через вехи жанра как пуля сквозь череп! Итоговое впечатление – восторг!
– Заслуживает хоррор-“оскара”. И даже не года. Это что-то посерьезнее.
Ключевую сцену этого фильма ценители будут пересматривать много раз. Перевод названия, конечно, крайне беспомощный. Но в оригинальном имени заключается и подсказка. Не портите себе праздник – разбирайтесь с этим фильм прямо в кинотеатре по ходу дела.
15 комментариев
О как, спасибо, будем смотреть.
Вчера приступил, глянул начало, чисто ознакомиться, надо ли дальше смотреть.
По ходу нормальное кино!
После вашей рецензии обязательно досмотрю!
Можно ли поставить данный фильм в один ряд с такими нетленками как “Комната” и “Фредди подвергся фингерингу”(Freddy got fingered)?
Не видел.
А что за Комната?
Ну та самая “Комната” с Томми Вайсо.А “Фредди” это больше сборник безумно-идиотских скетчей чем фильм.Оба фильма в узких(преимущественно англоязычных) кругах именуются классикой и по-своему хороши.Их стоит воспринимать как нелепые комедии.Что-то на уровне боевиков из Уганды но с “белыми” бюджетами.
Не, у Джеймса Вана – крепкая мейнстрим-ремеслуха, развлекательный фильм, в который он вместо привычной для позднего себя пошлятины скримеров выдал стильный трибьют всякой классике жанра и в конце не испугался дать настоящего экшен-безумия.
Получилось очень хорошо.
Посмотрел по вашей рекомендации и просто О***Л от происходящего на экране. Очень сильное кино, но пессимистическая и угнетающая концовка сделала бы его еще более сильным, мне так кажется.
Да уж, есть еще люди с Фантазией )
Концовка – это же Джеймс Ван )
Бросил мосты на франшизу сиквелов!
В любом случае – спасибо за рецензию! Теперь придется смотреть Заклятие и Заклятие 2
На мой взгляд, у Вана лучшие – Смертельная Тишина и первый Астрал.
Остальные сильно проще.
Заклятия – по сути клоны Астрала.
Значит и их тоже
Бля, Мертвая тишина вановская что ли?!
Бля, он умел когда-то, реально ж крепкий ужастик!
Сейчас вспоминаю – прям прослеживаются же параллели с вот этим последним фильмом! Вот эта вот марионеточность вся… 🙂
Вчера досмотрел эту Зловредность – отлично, редко такое теперь удается посмотреть 🙂
Ничего вроде прям такого нового, но как нормально пожаренный картофан с мясом – всегда хорошо и желанно 🙂
Посмотрел фильм, финалочку пересматривал раза 3, очень хорошо, но чуть недожато на мой взгляд))
Да куда уже больше, мяса навалили как в монгольский суп!
Не скромно че-то там пробулькали “это очень опасный Монстр, просто поверьте Саспенсу”, а все карты на стол, сами судите! 🙂
Посмотрел тут тоже. В начале радовался неведомой хуйне, потом расстраивался от обыденности и халтурных ходов, а потом опять радовался неожиданному повороту и мочилову!
В целом – хорошо и крепко, но! Многое подпорчено использованием клише. Вот девки обнимаются в конце, Мэдисон произносит речь, а с кровати улыбается мама – это вместо мрачной тишины и глотания слёз Нечто-стайл! А ведь только что завалила полицейский участок и половину больницы – и давай радоваться счастливому финалу. И там много такого. Но в целом – хорошо!