Бегущие по лезвию грифа

Русский рок – больная тема. Вечная загадка,  как и наш футбол – почему такое говно?! У нас ведь богатейшие традиции в мировой музыке, классика доминирует абсолютным чемпом. Но при этом на популярную рок-музыку это никак не переносится – наш статус в мировом паундфопаунде Тяжёлого Музла ниже Гондураса.

– Что мы делаем не так?


– Всё.

Конечно, можно сказать – где элитная классика, и где блеющие рокеры. И в этом главная ошибка наших рукожоперов. Мол, я же учу песни “Металлики” – почему у меня на выхлопе всё равно куча?

Тут надо сделать шаг в сторону. Если посмотреть списки любимых музыкантов любой легенды Рока и Метала – то бросится в глаза одно странное совпадение. Кроме таких же рокеров и металистов обязательно встретится непонятное имя –  по которому интернет-поисковик выдаст один и тот же жанр. Джаз.

Казалось бы, что общего у Отца Метала, Тони Айомми:

И цыганского джазмена середины 20-го века:

А ведь этот шансонье дал Айомми мотивацию на всю жизнь.

– Вставило!

И так у каждого – от Дип Пёрпл до Каннибал Корпс. Бесконечная вселенная Джаза как всестороннее советское образование – да, тебе необязательно всё это пригодится в жизни – но после него ты готов ко всему. Неисчерпаемый океан идей – а идеи двигают вперёд, не слепое копирование кумиров и дрочка техники. Плюс это возможность освежить башку, расколбашенную хедбенгингом.

– Люблю джаз!

Так как тема Джаза слишком глобальная, мы просто вспомним пару гитарных личностей, имеющих отношение к Тяжёлому Музлу.

 

Джон Маклафлин

– Я постиг совершенство.

Когда в 70-е гремел Хард Рок, и гитарные суперстары соревновались кто круче.

– Я! Я! Я!

Маклафлин не соревновался – ему было не с кем. Он не удивлял яркими техниками, хайп-приёмами, это было ниже уровня гения. Рок, джаз, блюз, акустика, электричество – без разницы. Биг Мак просто пришёл и разогнал всех, создав новый жанр

Фьюжн – новая ступень Джаза – смешение несовместимых стилей:

Показал концепцию скоростной игры, абсолютную свободу импровизации:

Хиты на бис, сытое легаси, самоповторы – какой в этом смысл? Мне весело в шред-рамбле – так шёл Мак по стилям. Только с равными ты можешь узнать свои лимиты. А их у Маклафлина не было.

Гитара может всё. В этом его наследие. Любой гитарист сегодня трибьютит отблески Джона Маклафлина.

– Ингви Мальмстин: “Джаз – секретное оружие металиста”.

 

Аллан Холдсворт.

– Техники с планеты Чужих.

Холдсворт не произвёл революцию в музыке. Не перевернул основы гитары. Даже не получил Грэмми. По одной причине. Невозможно оценить технологии будущего сегодняшними мерками. Не то что повторить – понять, что делает Холдсворт – смогли не только лишь все. Мышление за рамками теорий, техника вне человеческих возможностей. Призраки Дебюсси, Баха и Колтрейна.

Холдсворт – монолит из другого измерения, тайны которого вдохновляют и пугают самых крутых гитаристов.

Эдди Ван Хален называл Холдсворта своим мотивейшеном:

 

Конечно, напрямую применить джазовый ноледж в Метале не получится.  Нужен был Прометей, который сможет адаптировать хардкорные скиллы в понятные широкой публике запилы. Таким гитарным героем стал Шон Лейн.

– Обогнал скорость света.

Фантастический природный талант, разорвавший все прошлые рекорды.

16 лет. 1979-й год. Сверхзвуковое ускорение:

Лейн стал для будущих металистов Ultimate Shred Machine – эталоном техник и саунда. Метал-рокер в душе, джазмен в сердце, андеграунд андердог по жизни.

 

Лейн прожил недолгую жизнь и ушел, когда вышел на мистический фьюжн-путь своих великих предшественников.

Несмотря на упадок Тяжёлого Музла и тотальный обвал авторитета гитары как главного инструмента – ещё горит затухающий Огонь рок-запилов. Всё ещё есть энтузиасты и зелёная молодёжь, которым интересно оставить свой след в мире шредов и импровизаций. Что, вообще-то, сделать практически нереально – как любят говорить наши бездарные придурки – нот-то всего семь! Да и всё уже придумано до нас! Это правда. И тут мы как раз возвращаемся к началу. Серьёзные пацаны понимают, что только стоя на плечах Титанов, можно создать своё легаси.

 

Гатри Гован

– Отличник.

Гован – общепризнанный лидер гитары современности. Чемпион, подобравший пояс, валявшийся заброшенным с пиковых 80-х. Прилежный ученик олдскула, который учёл ошибки десятков виртуозов до него.

Энциклопедические джаз-знания и сложные импровизы Гован выдаёт в ненапряжных джемах:

А навороченные шреды в лёгких хитяжках:

Работа с серьёзными людьми, приглашение от голливудского мастодонта Ханса Циммера:

Гован в одиночку тащит гитару обратно в высшую лигу. Одинаково уважаемый как ютубными новичками, так и джазовыми спецами. Возможно ли добиться такого без всеобъемлющей базы? Возможно ли создать что-то новое без векового опыта других музыкальных культур? Есть над чем задуматься.

 

Цикл статей про Тяжелое Музло:

Гитары пилят, басы ворочатся…

17 комментариев

  1. Ivan S
    26.01.2022 - 20:03

    Steve Vai on his favorite guitarist: “It’s hard to realize how great he is – not many people understand”
    “I very rarely agree with the term ‘best guitar player’,” Vai says. “It just seems so obscene to put something so subjective into a best category. But if I had to say there was one, I would pick Allan Holdsworth. He was unique in ways I don’t think have been discovered yet.”

    Ответить
  2. AngryMusor
    26.01.2022 - 21:18

    Как человек, который неплохо разбирается в спорте в целом, считаю что наш футбол совсем не говно – если конечно интересоваться исключительно игрой, а не сводками о внефутбольных “подвигах” отдельных российских футболистов. Для того чтобы разбить этот устоявшийся стереотип необходимо чтобы сборная выиграла Чемпионат мира, либо какой-нибудь российский клуб выиграл Лигу чемпионов, что малореально из-за множества причин. Если вкратце, то первопричина это то что Россия неспортивная страна, то есть просмотр спортивных мероприятий большинству наших людей неинтересно ни как досуг ни как развлечение, что не есть плохо.

    Ответить
    • Игорь_К
      27.01.2022 - 07:18

      Согласен, наш футбол не самое гавно. Но его уровень поддерживают искусственно за госбабло. Убери из темы Газпром, РЖД и прочих спонсоров, дай отбой олигархам чтобы не кормили футбол в интересах России. Кто останется на конкурентном уровне? Краснодар наверное. Ну может ЦСКА и Спартак с натяжкой.

      Ответить
    • Роман Щербина
      27.01.2022 - 10:22

      Только победы стране приносят другие спорты.
      Несмотря на то, что “Россия неспортивная страна”.

      Ответить
      • AngryMusor
        28.01.2022 - 18:19

        Футбол в мире спорта это особая величина – конкуренция слишком высока. На фоне перегретого внимания к футболу пачками появляются такие игроки-монстры как Месси, К.Роналду, Мбаппе, Холланд, Левандовский и иных еще десятка полтора-два наберется. Хотя в детстве казалось что лучшего нападающего чем Луис Роаналдо минимум лет двадцать не увидим, Макелеле лучший опорник на все времена, а Зидан просто непревзойденный гений. Для сравнения во всем хоккее сейчас только один игрок-монстр – Овечкин, даже Макдэвид и Кросби не рядом.

        Ответить
  3. AngryMusor
    26.01.2022 - 21:29

    А только ли проблема в русского рока в слабых традициях игре на гитаре? А как же отсутствие идеологии, и понятных целей для молодых рокеров? К чему стремиться? – стать звездой чтобы стать богатым, а не чтобы в космос полететь и Марс освоить. О чем петь? – о “подвигах” блогеров и стримеров?

    Ответить
    • Роман Щербина
      27.01.2022 - 10:27

      Круто играют не потому что “идеология отсутсвует” и “к чему стремиться”, а потому что я могу и играю, потому что я это дело люблю и меня прёт так, что я делаю это лучше всех.
      А если ты косплейщик и имитатор, то сам ставишь себе потолок заранее.
      Это же удобно – там украл, тут продал, ничего дажде менять не надо.
      Еще и за гуру сойдешь

      То же самое с текстАми.
      Высоцкий не задавался вопросом о чем бы мне спеть – пел про то чем жил.
      Это просто когда ты мастер.

      А так то и Макаревич пел про Master of Puppets.

      Ответить
      • AngryMusor
        28.01.2022 - 18:29

        Тут не поспоришь, виртуозы игры на гитаре как-то не народились в нашей стране. Хотя в той же Бразилии с Металом всё в порядке – как у бразильцев с джазовыми традициями? Вроде в латинской Америке неслабая джаз сцена была.

        Ответить
        • Роман Щербина
          29.01.2022 - 08:30

          Как и у всех латиносов – шпарят джаз очень круто.
          Темперамент и чувство ритма – это вам не отдавленные бурыми медведями уши макаревичей!

          Ответить
  4. Vic
    27.01.2022 - 06:22

    Из наших гитаристов вспоминается только Зинчук, но он рокер не больше чем Кузьмин

    Ответить
  5. Игорь_К
    27.01.2022 - 07:00

    Наш рок – прямое подражание. Причем с т.зр. музыки, скилла музыкантов и вокалистов – подражание хреновое. Если нет крутых или самобытных текстов, то совсем грустно становится. Само по себе подражание – не есть плохо. В музыке всего 7 нот, всю историю человечества творцы всегда другу у друга что-то пиздили. Но наши рокеры даже спизженное исполняют часто так, как будто воют у себя на кухне караоке из смартфона. Поэтому только текста…чтобы за душу брало. В связи с чем лучшие у нас – это поэты и чуть чуть музыканты, такие как Цой, ранние ДДТ, Земфира, Агата, КиШ и подобные им, то есть самобытные ребята. Замечу кстати, что такая ситуация не только в роке, но и в той же попсе. Можно как угодно относиться к творчеству тех, кто на вершинах хит-парадов, оно может тебе лично не нравится. Но ткни в любого обладателя грэми, мтв и подобных наград, хоть в билли айлиш, хоть в имаджн драгонз, хоть в леди гагу – качество исполнения (музыка, вокал) – оно у них всегда минимум на твердую 4, а чаще всего на пятерку.

    Ответить
  6. Powerhead74
    27.01.2022 - 07:56

    Из этих трёх лучший – Блекмор всё же. Хоть и мудак – нас на бабу променял.

    А в русском роке все же были неплохие по качеству вещи – два классических альбома Арии например – Герой асфальта и Игра с огнем. Правда нынешняя Ария – бессмысленная херня, в последнем альбоме не одной композиции запоминающейся.

    Ответить
    • Роман Щербина
      27.01.2022 - 10:32

      Ария качественнее во все это погрузилась, конечно.
      Но только вот когда они начали – уже никакого дефицита доступа к оригиналу не было, слушай на здоровье мировые шедевры.

      Ответить
  7. Владимир
    27.01.2022 - 12:23

    Не ожидал, что у нас столько общего во вкусах, Роман)

    Вам знаком Джонас Хеллборг? Басист, но в тему статьи. Он играл с Шоном Лэйном (есть чумовой живой альбом “Personae” 2002, могу поделиться, если трудно будет найти) и в 00-х мутил проект, где джазисты играли тяжеляк. Мне кажется, Вам зайдёт:

    Ответить
  8. dr.groove
    27.01.2022 - 19:16

    У негров был блюз, примитивный стиль изначально, их корневая музыка можно сказать хоть и под влиянием европейской культуры, разумеется.

    Из слиния архаичного блюза и европейской классической школы получился джаз, я не беру регтаймы и театры черных менестрелей, рисую широкими мазками.

    Дальше джаз по вине Паркера, Гиллеспи, перерос в бибоп, который подхватили Майлз, Колтрейн и еще куча имен поскромнее. Дальше Майлз увел это в кул и дальше во фьюжн.

    Маклафлин это один из “детей” Майлза как раз, один из тех кому довелось поучаствовать в движухе, плечом к плечу с Великим Майлзом Девисом.

    Джах который шел от Паркера, отражал ту действительность в которой варился Паркер Майлз и иже с ними.

    Это мир черных гетто, героиновой зависимости, сутенерства, поножовщины, и копов-расистов.

    Об этом их музыка.

    Рок тоже не на пустом месте возник, он из блюза вырос.

    Я это к чему, все их музло от архаичного блюза до Фюжна, Рока и тд, это путь естественной эволюции, путь искусства как отражения действительности, в самом прямом и наглядном проявлении.

    Такое не скопировать, тем более нашим людям жившим в это время в обществе совершенно другом. У нас не могло просто зародиться такого музла, не было для него соответствующей базы.

    Ибо искусство, повторюсь, это отражение действительности, а действительности у нас и у них были кардинально разные.

    Фуух, простите за сумбур, как-то так.

    Ответить
  9. dr.groove
    27.01.2022 - 19:20

    То есть корни всего в слиянии архаичного музла черных рабов и европейской классической школы, и эта гремучая смесь стала отражением их, западных реалий.

    Ответить

Оставить комментарий к AngryMusor

Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован.