Холодный Маяк

Я тут при случае пересмотрел фильм, который в текущем году произвел на меня самое серьезное впечатление. «Маяк». Не смог своевременно написать про него, наложились обстоятельства. Но фильм, конечно, заслуживает внимания и обсуждения. Это не мимолетная легкомысленная хитяга, это серьёзный фундамент. Кино, для которого плюс-минус три-пять лет – это не срок.

Роберт Эггерс, режиссер, который валит наглухо. Скромный мастер короткого метра, который на полной дистанции буднично выдает Элитный Уровень. Вынимает из зрителя душу. Даже если зритель не поймет замысел, он все равно охуеет. От честного кино. От бескомпромиссного авторского напора. От затягивающей Истории.

– Я на “оскары” не размениваюсь. В моем творчестве нет никаких компромиссов.

У Эггерса всего то и было два фильма – но каждый был именно Фильмом. «Ведьма» (The VVitch) – лучший фильм про ведьму. Реально ужасный фильм, где понимаешь, как же хрупок человек перед непостижимыми природными стихиями. Если еще не смотрели – я за вас рад. Тяжелое, тягучее, но ни на что не похожее кино. И очень злое. Дайте ему шанс.

А ведь я уж было думал, что «Маяк» – это безусловный доминатор нового «Оскара». Где он уроет всех этих пидро-негров с тотальным преимуществом. Учитывая, что после «Маяка» конкуренцию напрочь выкосила мировая пандемия. Но. Оказывается, «Маяк» Успели воткнуть В «Оскар 2019» и он пролетел мимо всего вообще. Только номинация за операторскую работу. Проигранная.

– Мы знаем, что хорошо поработали. Зрители оценят.

Я даже не знаю, что на это сказать. Наверное, просто нужно посмотреть все эти фильмы, «Джокер», «Паразиты» и «Маяк», и для себя решить – какие работы были сильнее. А в «Маяке» работы основного актерского дуэта без преувеличения мощные. Лично для меня авторитет «Оскара» давно уже понятен. Это не мерило качества. Это инструмент медиа-манипуляций.

 

А на «Маяке» схлестнулись старый солёный пёс Виллем Дефо и салага с обвисшими кислыми усами – неожиданно брутальный Роберт Паттинсон. Им предстоит доооолгая смена на маяке. Со всеми прекрасными нюансами мужского коллектива – жесткая субординация, разнузданное пьянство и сводящие с ума тайны огня и океана.

– Мы покажем вам настоящую историю.

Яростный Дефо играет феерически – загибает так, что душа радуется.  Могучий Дед. Не упускает ни одного шанса для доминирования над вялым Паттинсоном. Не стесняясь, пердит при нем на ход ноги. Мол, обтейкай, салага. Автор изобрел целый эзопов язык – тут Дефо угрожающе рявкнул очком, тут чутка пожурил шептуном, а здесь и вовсе, удачно пернув – подчеркнул шутку в разговоре!

– Не смей мне возражать.

Что характерно – Паттинсон не принял дуэль пердежей. Ведь мог бы ответить не менее яростным метеоризмом. Но очканул! Предпочел канализировать свои разочарования в жалкую дрочку на грязном матрасе. И это тоже важный штрих в раскрытии персонажа.

– А я так больше не могу. А я так больше не хочу.

Который пал на самое дно, но как зачарованный шел на огонь маяка, раскрывая все грани своего безумия.

А ведь я на пересмотре внимательно разглядывал детали. Автор, конечно, специально все запутал и не дает никаких ответов. Ищите их сами. Кто из персонажей сошел с ума? Этот? Тот? Или оба два сразу? Чудовищная развязка бросает варианты горстями – вот вам мифы, вот вам религия, вот вам детективные пазлы. Копошитесь в этом мусоре, выискивая намеки на свои надежды, жалкие людишки. Ведь вы уже ослеплены «Маяком».

– Могучий океан не считает жалких людей за жертвы.

Лично для меня «Маяк» – это неофициальный памятник Алексею Октябриновиу Балабанову.  Это его стиль. Его тема. Эггерс сходу смачно харкает в рожу любителям кино-энтертейнмента – фильм снят на черно-белую пленку и в квадратном формате. Ребята с поп-кормом – идите нахуй сразу, никто здесь не будет вас развлекать.

– Добро пожаловать в Ад!

И автор знает, что такое кино нельзя бросать в мутную недосказанность. Когда зритель встает из кресел со вздохом разочарования – «все понятно, нас опять наебали». Когда кульминация должна быть Просто Крутой. Как хеви-метал-визг на последних аккордах. Чтобы все полностью охуели. И это именно такое кино. Вы его не поймете. Но вы его почувствуете. О, да.

– Ну, хоть вы нам расскажите – про что кино получилось.

Небольшое лирическое отступление. Я этот фильм начинал смотреть с легким настроением. Смеялся, глядя на доминирование Дефо над чмошным Паттинсоном. Честно говоря, думал, что вся история уйдет в классический любовный треугольник с русалочкой и финальным рамблом из пиратского проклятия, которое так мощно загнул дедушка Дефо. Эти два фильма нужно смотреть дуплетом. Начните с этого:

А потом обязательно посмотрите «Маяк».

5 комментариев

  1. Станислав
    21.06.2020 - 20:58

    Маяка смотреть только дуплетом с Зелёным слоником!!

    Ответить
  2. Chukee
    21.06.2020 - 23:19

    Абсолютли!
    Зы. Вот бы кто Эггерсу сценарий последний балабановский подогнал.

    Ответить
    • Роман Щербина
      22.06.2020 - 14:29

      Жаль, не успел Эггерс выпить с Балабановым.
      Столько бы всякой лютой хуйни вместе натворили!

      Ответить
      • ZeN
        24.06.2020 - 17:59

        Че-то вы прям заинтриговали. Надо как-нибудь под соответствующее настроение глянуть.

        Ответить
  3. Alex Corvus
    28.06.2020 - 03:32

    Если отбросить догадки, домыслы и прочую чертовщину, фильм про вахтерскую бытовуха. У Балабанова глубже.

    Ответить

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.