Streets of Rage 4: Декорации былой ярости

Золотой период жанра компьютерных игр Beat`em up тоже остался фотографией своей мимолетной эпохи. Зафиксировавшей взрывной рост популярности кикбоксинга, напитанной референсами на золотую классику кино-боевиков и даже гремевший вариациями культовых хеви-метал-хитяг, вроде «The Trooper» от «Iron Maiden».

В лидеры жанра выбились три бренда. Но, по сути, все они являлись копиями одного хита от Technōs Japan, который в 1986 году выпустил на аркадные автоматы свою революционную игру «Renegade».

– Просто и гениально были заданы правила целого жанра.

– Плюс, конечно, ошеломительная графика и элитный дизайн.

Которую уже в 1987 году оформил в культовую франшизу «Double Dragon».

– Двойной удар!

Естественно, немедленно встрепенулись конкуренты – Capcom и Sega. Capcom поняла, что чутка перемудрила с со своим «Street Fighter», который получился полу-файтинг/полу-beat`em up. И разделила франшизу на два жанра – оставив «Street Fighter»`у жанр чистого файтинга, а клон «Double Dragon» получил название «Final Fight».

– Попсовая яркость американского кикбоксинга, восточная  убийственность и мощь реслинга!

Дольше всех  раскачивалась Sega. Которая сначала постеснялась драть игру с «Double Dragon» так явно как бесстыжий Capcom. И выпустила свой уникальный beat`em up сеттинг – конан-варварский «Golden Axe». Легендарная игра, над которой не властно время –  «Golden Axe» и сегодня выглядит отлично, с детьми в него играть очень весело.

– Kings of Metal. Lords of steel.

– Gods of War.

Но, возвращаясь к «уличным дракам». Увидев, какие золотые тиражи штампуют «Double Dragon» и «Final Fight», Sega забыла последний стыд и нагло склонировала уже «Final Fight», разбавив модный кикбоксинг, ниндзя-мистику и могучий реслинг игривой бабоманией, неграми и прочими горбатыми карликами. Так как серия Streets of Rage была запущена позже всех, уже в 90-х (когда жанр уже, в общем-то и закончился), то она и получилась самая разжиженная и попсовая.

– Трендово! Модно! Молодежно!

Главный персонаж так вообще был срисован с Чака Норриса! А это само по себе тревожный симптом!

– Шортики Ярости!

Коммерческий успех всех трех франшиз как бы уравнивает их как равные по значимости столпы жанра. Но, на мой взгляд, между этими сериями есть существенные различия. Вернее, Драконы так и остались в «уличных драках» основной силой и лучше отражают суть жанра. Конкуренты пошли немного по другому пути – упрощение механики, более кичливая MTV-отрисовка. Сам бой выглядел карикатурнее. В анимации ударов не чувствовалось Силы.

– Да нормально я бью…

Дело в том, что арсенал приемов, он как набор инструментов, позволяет делать более или менее сложные вещи. В Драконах даже удар в прыжке был в трех вариациях: просто «прыжок+удар» – дать стоящему перед тобой оппоненту вялого леща с ноги; адская вертуха, которая раскидывает сразу несколько противников, если ты зажат с разных сторон; и пушечное «летающее колено», которое работает только от анимации поднимающегося из приседа (из нокдауна или после предыдущего прыжка) – швыряет через полэкрана всё живое, включая боссов. И все это с соответствующей резкостью и увесистостью. С адской озвучкой удара. Жахает так, что душа радуется – сразу понятно, что сделал кому-то очень больно.

– Да уж. Это  точно не шлепок ярости Дона “Дракона” Вилсона!

То же самое касалось техник на кулачках, киках и захватов. В итоге, каждый раз получались такие мини-шахматы с важной ролью микро-контроля – одному пальцем в глаз ткнуть, другому харкнуть на ботинок, ловкой подсечкой свалить мешка под ноги его корешам. А вот тут уже, опа-на, ослепляющий панч и стремительное добивание. Вот такого вот хардкорчика в «Final Fight»  и «Streets of Rage» не было. Поэтому мне они никогда особо не нравились. Те же «Черепахи-ниндзя», как по мне, были более интересным beat`em up`ом.

 

Ну да теперь то уже чего. Жанр скис, как и олдскульные боевики, как мужские спорты. Попытки его реанимировать выглядели довольно неубедительно. Ремейк «Двойного Дракона» превратился в какую-то пародийную мультяшку с жеманным злодеем и напомаженными героями. “Final Fight” ушел обратно в файтинги, всех персонажей серии перерисовали в ростер бойцов «Street Fighter»`а. А неделю назад вышла четвертая серия «Streets of Rage», попытка осмысления жанра в современных условиях.

Проблема таких игр сегодня в том, что делать их особо некому. Все-таки классика жанра была инспирирована всеобщим подъемом кикбоксинга тех лет, это было живым пластом культуры. Чувствовался фанатичный восторг авторов, которые спешили поделиться своими личными впечатлениями. Донести суть. А что сегодня доносить? Какой культурный пласт? Вся игруха нафарширована бабами и неграми. Бабами-героями, бабами-злодеями. Даже когда играешь за мужика, то в заставках будешь смотреть как именно бабы выясняют отношения между собой. Зачем все это в игре про мужские драки? Покажите уже статистику – какому проценту девочек это интересно и нужно?

– Может, никому и не нужно. Зато защищает от обвинений в дискриминации! Это раньше герои спасли красавиц. А теперь это унизительно!

Самое обидное, что технически игра сделана круто. Несмотря на анимешность картинки, она очень детализирована – смятые башкой телефонные будки и выбитые витрины будут встречаться постоянно. Все персонажи нарисованы крупно, разглядывать их интересно. Техника ударов тоже сделана ловко. Прикольно видеть, как здоровенный Флойд кормит противников джебами от пояса «Джорж Форман-стайл». Как «Чак Норрис» Аксель заворачивает свои каратешные комбинашки. Боссы и мини-боссы тоже выдают крутые хайлайты. Прошибающие бетон ояма-каратеки, дикие свинги капитана полиции – под них реально не хочется попадать. Крутые локации вроде муай-тайского ринга, окруженного факелами, или разгромленного полицейского околотка. Ощущение драйвовой драки и яркого боевика игрок испытывает довольно часто. И игра получилась, смело можно пробовать. Это не какой-то там мертворожденный «The TakeOver», хороший представитель жанра.

– Эффектная акробатика.

Претензий несколько, но они, как ни крути, являются ключевыми. Во-первых, все то же упрощение техники. Не ты выбираешь с помощью какого арсенала контролировать драку, а драка сама выдает нужный арсенал в зависимости от того, в какой ситуации ты оказался. Произвольно меняет анимацию комбинашек, подваливает в кадр спецэффектов.

– Супер-удар. Целиться не нужно.

Выглядит разнообразно и развлекательно, но нет ощущения разбитых рож и стёсанных кулаков. Во-вторых, стандарты толерантности и бешенная популярность аниме и комиксов накладывают решающий отпечаток. Половина боссов – бабы и жеманные метросексуалы. Да еще и с огнестрелом. Не легендарные воины, не боги войны, не зловещие колдуны – а задроты с челочками, верхом на боевых киборгах.

– Финальный босс.

Но, повторюсь, всеми этими «достоинствами» «Streets of Rage» щеголял с самой первой серии. Поэтому, возможно это и успех! Вам решать.

1 Комментарий

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.