Спокойной ночи, мамочка

Скоро уже будет серьезная годовщина. К нам в прошлом веке заходили с визитом соседские европейские ребята под руководством Адольфа Гитлера. Мы их тогда проводили обратно до Берлина. Но бесчеловечную жестокость представителей «цвета человеческой цивилизации» мы помним. Произвела неизгладимое впечатление. Они теперь, конечно, стыдятся своих трогательных слабостей, типа склонности к издевательствам и геноциду. Но, нужно понимать – стыдятся, потому что их заставили стыдиться. А так-то, Адольф Гитлер был «не такой уж и плохой» парень. Просто он проиграл. Какая досада.

– Защитник от ужаса.

Но это же прекрасно. Это ведь, наверное, такая среда культурная, которая позволяет легко проявляться подобным склонностям. Очень любопытно. А тут как раз подоспело отличное кино с родины Адольфа и оно, признаюсь, заставляет сердечко дрогнуть и вспомнить генетически засевшие нехорошие ассоциации. Лучший австрийский фильм 2014 года «Ich seh, Ich seh», в американском (и мировом) прокате «Goodnight Mommy». В общем, «Спокойной ночи, мамочка».

Я, как поклонник хоррор-кино, делю его для себя на несколько категорий. Да, есть слэшеры и их подвиды различной изобретательности. Это переделки детских сказок, по сути – комиксы. Экшен.

– Мы не пугаем. Мы развлекаем.

Но смысл хоррора, он не в экшене. А в достоверности бытовых мелочей. Вот когда зрителя погружают в атмосферу не ужасными монстрами, а убедительными бытовыми психозами, то и эффект от такого подхода гораздо чувствительнее. Вспомнить того же «Экзорциста». Лучшего хоррора на все времена. Там ведь всё накладывается на вполне достоверную жизненную ситуацию. Хорошо снятой драмы. Это больше погружает и обостряет реакцию зрителя на мистические эффекты.

– Зло глумится над вами. Вы никогда к нему не готовы.

Проблема в том, что немногим это дано – уметь снимать по-настоящему погружающие картины, а не штамповать франшизную хоррор-херню по методе Джеймса Вана. Вот «Спокойной ночи, мамочка» – это как раз такой случай. Кино, которое интересно смотреть просто как кино. И в котором закрадывающийся с каждым кадром ужас выглядит действительно жутко.

– Пусть мама услышит. Пусть мама придет. Пусть мама меня непременно найдет.

Общая суть фильма – психозы разрушенной семьи, которые будят по-настоящему зловещие силы. Развод, одинокая мама, работающая бесперспективной провинциальной телеведущей. Которая отчаянно решилась на тотальную косметическую операцию. Но… вернулась домой чужой для своих детей, десятилетних близнецов. Чем-то иным и пугающим.

– Беспокойные дети. Столько с ними хлопот.

Фильм снял странный дуэт, два режиссера – мужчина и женщина. Молодой щегол и старшая его на 20 лет тётя.

Вероника Франц и Северин Фиала:

Но их влияние друг на друга оживляет кадр, потому что работает тандем разных поколений. Фильм практически немой. Диалоги крайне скупы. Работает картинка. Драма разбросана штрихами в деталях. Контраст между ярким солнечным летним днем и глухим затворничеством в бетоне и стекле частного дома в глухом лесу. Лес тоже участвует в фильме. Хранит в себе тайны, манит вглубь персонажей. Возможно и сводит их с ума.

– Я вижу. 

Яркие детские фантазии позволяют стирать грани реальности и вымысла. Или предугадать страшное в обычном.  Или принести в наш мир непонятное взрослым Зло. А как ему противостоять, если тебе всего десять лет? Нужно быть очень сильным и решительным. Но как далеко можно зайти в своем отчаянном ударе по Злу? Отличить его от иллюзии? Как бороться с искушениями, которые запутывают и без того отчаянную ситуацию? Очевидно, будет взрывная шокирующая кульминация. Которую вы долго не забудете.

– Дети. Столько усилий. И такое разочарование.

Фильм был выдвинут на Оскар 2015. Как претендент на «Лучший фильм на иностранном языке». Даже любопытно – почему корейским мудакам недавно отдали вообще все «Оскары», а вот эту серьезную киношку не пустили на порог даже за третьесортную номинацию побороться. Проклятый Адольф заставил киноакадемиков отвести глазки – изощренный садизм и Австрия, nein-nein, кино капут.

 

А вы посмотрите фильм-то. Он вообще всем понравился, судя по рейтингам и фестивалям. И встал вряд с элитными проспектами Правильного Хоррора, которые недавно выдали сильные «Солнцестояние» и «Маяк». Муже-бабовому австрийскому режиссерскому дуэту и безо всяких «оскаров» сходу выдали мощный «пуш» на Голливуд. Ждем премьеры новой хитяги:

1 Комментарий

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.