Сияние Кубрика, сны Кинга

Фильм «Сияние» я впервые посмотрел совсем недавно, год назад. Конечно, сиянием этого фильма уже почти пол-века питается целый жанровый пласт кинематографа, он растащен на цитаты покадрово и это, конечно, сглаживает современный эффект новизны его восприятия. Но, даже несмотря на это, впечатление он производит сильное. Кубрик (тот самый, отправивший на Луну американских космонавтов!), Николсон (был Джокером  еще до того, как это стало оскар-трендом), атмосфера безумия, хоррор распада личности – набросанные яркими мазками шикарной атмосферности. Которой прошедшее время только добавило породистой ретро-стилистики, над которой сегодня искусственно тужатся всякие тарантины. Шансы у сиквела, прямо скажем, практически не прощупывались. Но что делать, надо смотреть.

– Вы чего такие серьезные?

Единственное, для чего в свое время не нашлось достаточного места в фильме «Сияние» – так это для писанины Стёпки Кинга, по книжке которого снят шедевр. Лично я с творчеством Кинга знаком довольно поверхностно. Для меня Кинг – лишь капля в бескрайнем океане полного собрания сочинений фантастических, мистических и эпических порно-хоррор-экшен-драм Юры Петухова. Но Стёпа на съемках «Сияния» яростно рвался в бой – поучить тупого Кубрика что такое настоящий ужас, потому что тот «не имел точного представления об этом жанре». Ничего Стёпе не нравилось – ни актеры, ни сценарий, ни идеи. Кубрик послал Кинга нахер, и вместо обычной сказочки про индейское кладбище с домашними животными выдал крепкую психоделику, поменяв «Сиянию» нутро и забацав авторскую концовку. Как ни говнился Кинг, как ни саботировал пиар фильма – «Сияние» стало коммерческим успехом и культурной классикой кино. Уязвленный Стёпа даже состряпал собственный проект экранизации – в виде телесериала в 1997 году, но, конечно же, без шансов слился Кубрику, как впрочем и Юре Петухову.

–  Слушай сюда, Кубрик, ща я тебя научу кино снимать!

И вот, по свежей книжечке «Доктор Сон» Стёпа рвется к сладкому реваншу – на волне ультра-успеха экранизации «Оно» была дана отмашка на запуск сиквела к «Сиянию». На пост режиссера поставили крепкого середняка Майка Флэнагана, набившего руку на неплохих ужастиках типа «Окулос» и уже поработавшего с Кингом на Netflix. То есть, с одной стороны, такому проще сесть на шею и навязать свою версию экранизации, с другой – это все-таки уже Мейнстрим и Индустрия. Такое забороть будет посложнее чем Древнее Зло с проклятых кладбищ!

– Ну, Кубрик, держись! Видишь, какую толстую книжку написал!

Забегая немного вперед, скажу, что Кинга опять прокатили на перилах и сняли что-то своё, большей частью ориентированное на крутое кино Кубрика, чем на рукописи «мастера хоррора», при этом выдав неожиданно самостоятельную работу, категорически отказывающуюся обреченно тонуть в болоте бездарных сиквелов и ремейков.

 

Начинается «Доктор Сон» как полнейшая стилизация под «Сияние», флэшбэки из отеля «Overlook» (не знаю как переводится, судя по фильму «Over the top» – «Изо всех глаз»!)

– Overhear!

И выглядит это, конечно, как тотальный поворот «не туда». Тягаться с Кубриком на его поле? Шансов нет. Но что происходит? Охотившиеся за мальчиком демоны никуда не делись, преследуют его и за пределами отеля. Его сияние – слишком яркий маяк. Можно бежать, но как спрятаться? И тут юному падавану на помощь приходит «воображаемый друг», опытный Сияльщик (повар-телепат из оригинального фильма). Учит пацана управлять своей Силой, ставит технику, показывает ловкие приемчики, качает ментальную бицуху.

 

В итоге, мальчик ту гнилую ведьму (из номера № 237 отеля «Оверлук») захуярил, зевая, просто по пути в туалет пока по телеку шла реклама. И спокойно вернулся обратно досматривать мультик и хрумкать чипсами. Какой неожиданный жанровый удар ногой с разворота! Сохраняя тягучую давящую атмосферу «под Кубрика» просто как стильную «картинку», Фланаган за ее фасадом разворачивает совершенно другое кино – мальчик передушил всех демонов прошлого за один только пролог фильма. Пришло время сиять по-взрослому, твари!

 

Выросшего джедая играет, конечно же, Иван МакГрегор. Сороколетний Ваня откровенно загрустил в ожидании своей «утиной охоты», утопил на дне бутылки практически всё свое сияние и потух. Алкаш в завязке, социальная работа в хосписе (где он телепатически помогает старичкам отъезжать в лучший мир спокойно и безмятежно – поэтому он, кстати, Доктор Сон), съемный угол на чердаке. И мощнейше сияющая девочка, живущая в том же доме, этажом ниже.

 

Сияние это, кстати, будоражит не только призраков. Но и прочих «сияющих», для которых чужое сияние – наркотик и источник вечной жизни. Секта каннибалов из луизианских вуду-болот как кровожадная стая выслеживает и терзает одаренных детей – ведь максимальную энергию дадут только боль и агония. Чудовищные смерти, пытки, чуть присыпанные землей трупики. Зрителю немедленно хочется убить всех этих тварей лично!

– Силу великую чувствую в тебе я.

Конечно же, маленькая девочка почувствовала поблизости этот темный импульс и вступила в схватку с садистами, обнаружив себя. Конечно же, за ней начинается охота. И, конечно же, потухший Ваня с грустными глазками поломанного Ван Дамма, даст последний бой Злу. Не за себя, за незнакомого ребенка. Ведь самому терять всё равно уже нечего.

– И не таким рога обламывал!

 Ментальные ловушки и иллюзии, телекинез, гипноз и прочие игры экстрасенсов срываются на ломания рук, и адскую пальбу – от пули в череп сияющее бессмертие не спасает. Банда сначала не понимает с чем имеет дело, откуда такие потери. Но ярость главной ведьмы неотвратима – когда девочка лишается своей Силы, на ее пути остается только Ваня с папиным топором. Моё сияние для тебя слишком тусклое? Ну, попробуй тогда справиться с моими демонами!

– Заходи, лахудра. Чувствуй себя как у меня дома.

Отель «Оверлук» как арена финальной схватки. Под ту же музыку, через те же заснеженные горы, пролетая камерой над теми же елками, заруба вламывается в отель, и ловушка захлопывается. Если победить шансов нет – шансы нужно обнулить для всех. Перед этим еще успеть пропустить с Папой по стаканчику виски в Том Самом баре.

– Сынок, давай еще по сто писят. Душа горит!

Персонажи фильма – это отдельная мистика. Когда я не мог по фоткам отличить маму Вани и негра-наставника, сыгранных точными копиями самих себя с разницей в 40 лет (!) – это одно. Но когда молодой Джек Николсон находится в кадре фильма 2019 года – то ощущение реальности вздрагивает и уплывает, сюрпризы перестают быть предсказуемыми. Очень ловкая стилизация. Понятно, что это ракурс и грим, но спасибо, что не компьютерное чучело – как в прологе «Терминатора-6».

Довольно серьезным недостатком получилось то, что должно было тащить фильм как реактивный двигатель – секта сатанистов недостаточно хеви-метал-харизматичная. Две трети упырей – плюшевые статисты. В главной ведьме нет дикого зла  Анны Ессекер, хотя, глядя на ее актерские таланты третьего размера, чувствуешь себя Станиславским, который wants to believe! Единственный бодрый подручный Папаша Ворон, гипно-девка да кашляющий дедушка-душегуб. Этого мало.

– Можно же было проявить фантазию!

Немного банальной получилась концовка. Все эти одержимости и беганье с топором за спасаемой девочкой с разрубанием дверей – слишком беспомощное и бессмысленное цитирование Кубрика. Оно фильму совершенно не нужно. Не дает ему ни саспенса, ни зрелищности – лишь ломает собственную энергетику. Просто искусственная привязка к оригиналу, потому что это же «сиквел «Сияния». С другой стороны, снимать концовку Стёпы Кинга тоже не было смысла – он там нахуевертил совсем уж лютого треша, по-королевски. А решительно уйти в своё не решились – иначе возникли бы вопросы типа «где наш Кубрик?». Потому что «Сияния» в фильме «Доктор Сон» получилось не сильно больше чем мистики «Ворона», полукровки «Блэйда», ментальных битв «Сканнеров», воинов сна из «Кошмаров на улице Вязов» и обдолбанного сияющими стероидами «Универсального солдата». Но именно замес всех этих компонентов получился довольно интересным.

 

Так же как фильм «Сияние» напитывал целые жанры своими находками, «Доктор Сон» веером референсов отдает всё, чем сам был выкормлен. Получился такой кино-респект Кубрику и салют девяностым от салемского режиссера, выросшего в городе, где вешали ведьм! Ценителям жанра – рекомендую заценить. Понятно, что разные люди ждали от сиквела “Сияния” разного, и кого-то результат разочарует. Но фильм не застрял в лабиринтах культового оригинала и не утонул в графоманской воде Стивена Кинга. Своего шанса заслуживает.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.