Шред: На разрыв гитарных жил

Рок и Метал – музыка, в которой гитарист это второй фронтмен, а иногда и Лицо группы.

– Двойной удар!

– Спина к спине!

– Про нас на Гвоздях написали? Вот оно –  настоящее Признание.

Тема Гитары гигантская – тут можно всю жизнь копать. Но мы будем говорить про Метал. Cама идея техники, адских скоростей и селебритинга стара как музыка. Элемент соревнования и понтов был в реальном музле всегда. Бессильные сосилы ныли, что это убивает Искусство – в то время как доминаторы Бетховены прыгали по пианинам и диссили всех чёрными гангста-клавишами на максимальных громкостях!

– Мы были первыми. А вам теперь осталось только обезьянничать!

– Но, позвольте, а как же Служение Музе?

– Нахер смузи! Только экстрим на мега-массе!

– С этим роялем покончено. Пилите его на дрова.

В 19-ом веке Никколо Паганини разорвал крахмальные парички фанатов классики. Хайлайтовые фишки, стильные колготки, скоростные запилы – кружевной пипл выносили из филармоний в конвульсиях экстаза.

– Are You Ready to Rock?

– Маэстро, дайте смычок потрогать!

Xайп пришёл не только от нёрдовых ноток – Мистический Образ, адская техника, драйвовые хитяги. Паганян настолько оторвался от конкурентов, что тогда появилась легенда, ставшая потом классической для всей музыки – o продаже души Дьяволу в обмен на талант.

– Распечатывая запретные врата в  Black Metal.

– Dark Lord, I summon thee.

– Satan My Master.

– Hell awaits.

– I know the one who waits, Satan is His name.

Паганини сегодня культовая фигура среди металистов и считается первым шреддером.

– Виртуозные шреды Скрипача Дьявола.

– Спасибо за вдохновение, Николай Антонович.

Далее, получив блэк-метал-мотивейшен на крокус-шоу Паганини, резко прибавил из лошка в суперстары и пианист Ференц Лист.

– Blessed by Him.

Этапный скачок в технике, скоростные проходки, шоуменские хуки по клавишам – Лист как один из Вдохновителей True-Power-пианиста Брока Мацуева.  Конана-Варвара  современных филармоний:

Что смешно, Листа критики также закидали «золотыми малинами» – фальшивка, трюкач, позёр.

– Завидуйте молча, чмошники.

И этот тренд продолжался до самого рождения Метала. Выдающегося джаз-фьюжн гитариста Ал Ди Меолу, известного своей скоростью, критиковали за то же самое – нет души, нет мысли, нет глубины, пошлое позёрство.

Как будто Чувство – это только блюзовое чмоканье на кресле-качалке.

– Есть вещи и поинтересней.

В конце 70-х одна группа оказала гигантское влияние на весь Метал – вообще на всё развитие рок-гитары. Открытая, кстати, и получившая push от Кисс.

– Надо просто знать, где искать.

Что интересно, группа – точно также как и Кисс у нас тоже считается третьим сортом, дешевой попсой и просто говном! Никто её не слушает – вся движуха проехала полностью мимо советских меломанов. Группа очень неровная – отдельные треки и моменты 100% метал на уровне лучших. И тут же рядом такая тухлая попса, что даже Бибер выглядит Кобзоном.

 

Это группа Van Halen:

– Хай, пипл.

Дебют 78-го года безо всяких шуток звучал футуристично. Народ реально слушал в ахуении – как это вообще возможно. Оно даже сейчас звучит как будто только что записали.

Адские визги яркого фронтмена-энерджайзера, жёсткость, расколбасное шоу. Это практически Метал за несколько лет до Метала. Но главное это, конечно, гитарист Эдди Ван Хален. Холодный, немелодичный и неживой американский звук Ван Хелена в нашей стране, традиционно любившей британский рок, не нравился никому – да и сейчас многих бесит!

– Привет русскому року.

А это был звук будущего. Cоляжка из дебюта перевернула всю гитарную дрочильню.

У ветеранов хаеры обвисли от охуения, а молодёжь побежала за гитарками и усилками «под Эдди». И тут же мелодичное фаталити нанес Рэнди Роудс (Randy Rhoads).

Селебрити-тим Рэнди  и Оззи:

Два Богa Гитары – Ван Хален и Роудс:

Это была реально революция Мира Тяжёлой Гитары. Но это было только начало. Не успели песочные рокеры нащупать обвисший гриф – как очередной «фантом панч» прилетел из… Швеции. Как викинг из древних сказаний – в Америку из ниоткуда прибыл Ингви Мальмстин.

– We come from the land of the ice and snow.

Ингви, выросший на Хендриксе и Паганини с самого старта понимал важность стайлинга – позировки, брутальные лосины, станислейшен фэйсингом.

– Louder Than Hell.

Приехал не сельский лабух – а полноценный селебрити-сенсейшен.

– Серьёзный подход.

У Мальмстина не было мэйнстримной популярности Ван Халена и Роудса (когда тот работал с Оззи Озборном), но сказать, что он стал сенсацией в Метале – это не сказать ничего. Народ не видел ничего подобного – гитарный пипл в шоке пытался уследить за скоростью шведа.

 

Да, это было развитие неоклассических идей Ричи Блэкмора (Deep Purple)

и Ули Джон Рота (Scorpions).

Но эффект был как будто на местные форсажи с дрифтующими «калинами» приехал Феррари.

Кстати, клип с драконом был снят в декорациях «Конана» и, да, если вам показалось, что силовая подача похожа: Shred и True Power Metal – это разные стороны одного явления.

 

Это был новый стиль Гитары – чистый Шред. Мальмстин стал Гитарным Героем Нового Поколения – популяризировавшим фанатичные многочасовые тренировки для достижения сверхзвуковой скорости и мега-техники. Плюс были жёсткие диссы всех подряд. Джимми Пэйдж? Смешной старичок. Ван Хален? Да он в ширинку пальцами не попадёт. Блэкмор? Не слышал ни разу.

– Нам не по пути, говнари.

Ингви был и остаётся поляризирующей фигурой – как и экстремальные новаторы до него.

– Сжёг все правила.

Многие «серьёзные» меломаны считают его бездарным пилильщиком. Мол, Искусство это не спорт – и не соревнования, кто больше запилит нот.

 

Но нет, негатива не будет. Даже Glam Metal хотя бы имел коммерческий успех и отдельные песни вспоминаются с ностальгической теплотой. Шред же был облит грязью полностью – и похоронен в песках времени как и Гитарные Герои. Мы скажем Правду!

 

Потому что история Шреда – это на самом деле не только история Мальмстина. Но и еще одной важного персонажа, который был безмолвной тенью многих гитарных Имен. Майк Варни – анти-Харон тяжелого музла, который перевозил таланты из глубокого андеграунда в относительный (для данного жанра) мейнстрим.

 

К 1980-му году 22-х летний Майк Варни (Mike Varney) уже был бывалым ветераном калифорнийской рок-сцены.

Варни – слева:

Поиграл в куче команд, разогревал местных звёзд, зарабатывал как надежный профи для подыгрыша. Женился – пришла пора задуматься о будущем. Но как же Дело всей Жизни? И Варни решил и рискнул – собрал все накопления, взял в долг и купил небольшую студию по дешёвке в пригороде. С одной только целью – Вечный Поиск Гитарного Героя. Лейбл – самый первый металический в Америке – получил говорящее название:

– Выкашивает всё живое по-тяжелому!

Плюс Варни по старым связям урвал авторскую колонку в журнале Guitar Player под названием Spotlight, где он давал рецензии на молодых неизвестных гитаристов.

– «Gvozdi. The Beginning»

Не надо обольщаться – типа, попёр шоколад гитарунам! Лейбл состоял из одного Варни – над статейками в журнале добрые коллеги ржали “опять этот дурак строчит про нахер никому не нужных металистов”, а тру-метал имел тиражи стрингов в Антарктиде. Но именно такие мечтатели-энтузиасты и сделали Легаси Метала. В 1981-ом Варни выпускает первую в Америке метал-компиляшку – с по-труёвому наивной и бескомпромиссной обложкой.

 

Амбициозное начало:

Именно Варни, раскопав в андеграунде демку, приглашает в Америку 18-ти летнего Мальмстина и даёт ему первый «пуш».

Достал Варни из Швеции Ингви на пацанское слабо – типа, так и будешь у пугачёвых из «АББЫ» до старости на «новогодних огоньках» кузьминить? Или бросишь вызов Лучшим?

– Kill with Power!

Варни собрал Мальмстину первую команду:

И, очень характерный штрих… отпустил Ингви. Не мучал его контрактами, не наебал пацана, не кинул на деньги – просто отпустил – иди, покоряй мир.

– Теперь я… свободный человек?!

Мальмстин ураганом раскидал гитарный спорт – осколки Шрапнели полетели во все стороны. Сотни демок от виртуозов начали стекаться к Варни. Который заценивал ВСЁ – человек был одержим. Как говорил Пол Гилберт (Paul Gilbert) – на мои крутые подростковые каверы Рэнди Роудза Варни сказал: “Это всё хорошо. Но нужно БОЛЬШЕ СОЛЯЖЕК! Как поймёшь Суть Гитарного Героя – возвращайся». Мужик сказал – пацан сделал.

– Кажется, я понял!

– Лови контракт, щегол.

– Спасибо за Шанс, Мистер Варни.

На «Шрапнели» выделилась отдельная каста – Легионеры Шреда. Как в культуризме в то же время, когда новое поколение взяло опыт старого и вышло на новый уровень Эстетики.

– Могу и на олимпийском грифе Шред забацать!

– Холостыми играешь, физкультурник.

Так и Шреддеры, вдохновившись романтичными 70-ми, добавили в Тяжелое Музло базу совершенной техники джазовых машин и фламенко-десперадос:

Уровень Шреддеров был космический – каждый Эталон, по которому учатся до сих пор.

– Гитарная магия!

Может показаться, что это была ожившая сказка в Золотой Век Гитары – секс, наркотики и рокенролл.

– А иначе зачем это всё?

Тройное No. Секс? Ну да, пацаны были молодые-стильные, девчонок цепануть могли. Только где найти время между нон-стоп тренировками. Наркотики? Это же повлияет на запилы, да и когда, если постоянно тренируешься. Рокенролл – какой еще рокенролл? И это главный момент – Шред это Экстремальный Метал. Адские запилы на диких скоростях, почти всегда чисто инструментальные – с Силой и Огнём. Какие девчонки и наркотики придут на такое?

 

Шред был в глубочайшем андеграунде – масштабная раскрутка эпохальных альбомов от Шрапнеля выглядела вот так.

Объявление в газетке:

Захотел блокбастерный клип? Не вопрос – держи стул. Дальше рокенроль как хочешь.

Великих Шреддеров можно было увидеть только на таких стадионных шоу:

Или на редких записях:

Добавьте сюда тотальный игнор и презрение со стороны пердунских рок-изданий, большей части металистов и всего мира – и вы получите максимально элитный селебритинг Шреда. Но! У Шреддинга был выход на широкую публику. И давал его близкий друг – Glam Metal. Cвоя братва видела таланты и тащила их за собой.

Стив Вай чёснул с Whitesnake:

И зажёг в культовом фильме – где победил самого себя (все гитарные партии сыграны Ваем) – с помощью всё того же Паганини:

Ричи Котцен побалладил в Poison:

Джейсон Беккер мелькнул у Дэвида Ли Рота из Ван Халена:

Марти Фридман попал к трешерам Megadeth:

A про Glam – почему они всегда были Металом, а сегодня еще и труёвее, чем когда-либо. Почти в каждой группе, даже самой лёгкой, гитарист, отвечавший за базу – был метал-шреддер:

Варни давал Шанс всем. У него даже дебютировал сам мифический Зе Мост Комплит Гитарист ин зе Ворлд. Юри Бойка Гитары – титан hell-андеграунда, про которого даже современники-шреддеры говорили респектовым шёпотом.

Шон Лэйн (Shawn Lane):

Запилы Шона Лэйна – так выглядят элитные записи из самых глубоких жоп андеграунда:

Не все понимают, насколько тесно всё взаимосвязано. Героическая музыкальная Тема Чемпиона Бушидо Такады, «Power and Glory» –  написана  Ингви Мальмстином.

– Мимолетная встреча Титанов.

Но 80-е кончились. А вместе с ними и Метал, и Рок, и Герои Гитары. Вы и сами можете догадаться, что произошло.

– Всё Мужское должно быть извращено и выхолощено.

– В кино. В спорте. В музыке. Везде.

И насколько всё взаимосвязано не только на пике, но и в упадке:

И только Ингви Мальмстин продолжает упрямо защищать пояс Чемпиона Шреда – который больше никому не нужен. Превратившись в Образ самого себя, он, не замечая насмешек, говорит: «Я всё ещё здесь. Меня так и не победили».

 

Предыдущие статьи цикла про Тяжелое Музло:

Гитары пилят, басы ворочатся…

 

15 комментариев

  1. dr.groove
    24.09.2020 - 11:48

    Забавно что гитаристам нужно 6 струн чтоб звучать хорошо, тогда как музыкантам достаточно 4х. =))

    Ответить
  2. Tenozh
    24.09.2020 - 19:35

    Концовка статьи сильная!

    Ответить
  3. dr.groove
    25.09.2020 - 13:10

    На самом деле шред ушел в андеграунд, и шредеров в нем как говна за баней, и пилят они так, что Ингви это реальное слоу мо.

    Просто это перестало быть интересным для широкой аудитории, как и гитарное музло в целом.

    Да и нормально это, выдерживать долго такое нельзя.

    Никому не нужные технари которые пилят полёты шмеля с о скоростью света, играют 8ми струнные свипы, арпеджио в четырех октавах свип-теппингом по 128 нот в секунду, а толку то от этого, вау эффект длится минуту, потом скучно становится.

    Когда Блэкмор это всё начинал, было в новинку, затем Ингви вдохновившись Блэкмором раскачал это всё до невероятных высот, потом и остальные подтянулись.

    Кто успел оседлать эту волну, тем удалось получить свою долю славы и поднять бабла, но волна не долго длилась и теперь это всё просто ни кому не нужно, кроме самих шредеров которые живут в своем выдуманном мире.

    Да и не могло это долго продолжаться, техника не может заменить музыку, она всего лишь инструмент, от того даже Мальмстина, который на фоне общей массы шредеров выглядит Бахом, дольше одной композиции слушать просто скучно.

    Направление мертворожденное.

    Ответить
    • Роман Щербина
      25.09.2020 - 14:34

      Это же элемент, а не направление.
      Ну, понятное дело, топовые мастера делали компиляции своих соляг, но это уже издержки коммерции.

      А как элемент тяжелого гормонального музла – незаменимый инструмент металического угара.
      Так же как и адские барабашки и фальцетные взвизги.

      По отдельности их слушать было бы странно!

      Но я вижу немного иначе чем – заебали всех своим шредом и всё кончилось.
      Ушла база – сама жанровая музыка.
      И лично меня объяснение “Металлика всё уже сыграла, жанр на этом себя исчерпал” не устраивает.

      Потому что невооруженным глазом видны изменения в самом обществе.
      Ему просто больше не нужна такая музыка в мейнстриме.

      Не просто же так маргинальный реслинг превратился в диснеевский никелодиум, а нормальные боевики уже даже в Болгаривуде не снимают.

      Это же не потому что направления были мертворожденными.

      Ответить
      • dr.groove
        25.09.2020 - 14:52

        Не ну так то да, но тут такое дело, что когда рождается новая идея она своей новизной покоряет и за ней тянутся огромные массы развивая её, но не каждую идею можно развивать бесконечно, некоторые очень быстро себя исчерпывают.

        Метал тоже развивался и очень быстро, в итоге выродился именно как следствие развития.

        Музыканты сначала вывели кучу направлений, потом в этих направлениях новых направлений и так далее, в итоге жанр выродился, не исчерпался, но выродился.

        Ну и общество тоже не стоит на месте, а музло оно, как и любое искусство, его отражает.

        Только так это и работает, вся ситуация в искусстве, в любом, от музла до спорта, это отражение процессов изменения общества.

        Ну и чем дальше тем быстрее всё меняется.

        Метал себя не исчерпал конечно, но только общество может определять мэйнстрим. Только то что попадает в нерв общества становится мейнстримом.

        Музыка не влияет на общество, она не может этого как и любое искусство, точно так же как твое отражение не влияет на тебя, но ты на него.

        Ответить
        • Роман Щербина
          25.09.2020 - 15:12

          Согласен.
          Самые удачные явления, которые тут часто обсуждаются, они всегда были зеркальным отражением настроений общества.

          А оно сейчас на всю вот эту вот “золотую эпоху” 80-х во многих ее проявлениях – смотрит с откровенным непониманием.

          Проблема, на мой взгляд, заключается как раз в том, что “запросы” общества сейчас формируются искусственно, агрессивными медиа-рычагами.

          Навязывание каких-то противоестественных ценностей, принудительный вывод из мейнстрима возбудителей “низменных инстинктов”.

          Я только в этом вижу проблему – если бы Метал умер сам по себе, самоисчерпанный – да, не вопрос.

          Сейчас ему просто нету хода.
          Тот же Раммштайн словил свой международный “пуш”, вовремя уйдя в волнующе порочную бисексуальность.

          Ответить
          • dr.groove
            25.09.2020 - 15:21

            Тут абсолютно согласен, по всем пунктам.

          • dr.groove
            25.09.2020 - 15:25

            {Проблема, на мой взгляд, заключается как раз в том, что “запросы” общества сейчас формируются искусственно, агрессивными медиа-рычагами}

            Тут можно глубже капнуть и порассуждать на тему является ли эта искусственность искусственной ибо сама эта ситуация складывается именно как процесс развития общества и социально-экономических процессов в нём))

      • dr.groove
        25.09.2020 - 15:07

        Нет, шред в один момент стал направлением и до сих пор остается, но суть его абсолютно бесперспективная изначально, поэтому я и написал что оно мертворожденное.

        Ответить
  4. dr.groove
    25.09.2020 - 13:18

    Я с концерта Стива Вая ушел через 20 минут после начала, он меня реально заебал за 20 минут.

    А рамштайна, которые, по сравнению с Ваем, играть просто не умеют, полтора часа было мало.

    Ответить
    • Роман Щербина
      25.09.2020 - 14:35

      Я после раммштайновских угаров умудрился уснуть на концерте Металлики!
      Они не стали унижаться хитами и пилили какой-то новодел всю дорогу.

      Ответить

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.