Седое эхо забытого таланта Эрика Робертса

Эрик Робертс прошел в кино интересный путь, который многие недооценивают. Актер уровня элитных мировых фестивалей, бездонная харизма широкого диапазона. Из чувственного героя по щелчку пальцев переключается в полнейшую мразь. Звезда экшена, одинаково убедительная и с Сильвестром Сталлоне, и с Алексом Невски. Родной брат той самой Эрин Брокович – вы ее наверняка помните по роли романтичной нравственной проститутки. Только вот кино сильно изменилось, и номинации Робертса в 80-х будут поглавнее феминистического «Оскара» его сестры в 2000-х. Даже треш его современных кинопроектов способен дать неожиданную глубину. Как, например, в неуклюжем, но очень мужском фильме «Мясник» (The Butcher, 2009).

– Начало пути.

Взрывная карьера молодого Робертса с 1978 до 1985 выдала целый ряд заметных фильмов. Которые принесли ему главные номинашки на серьезные кино-премии. Но это были роли романтичных мечтателей и пубертатных бунтарей.

– Могу хоббита сыграть. Могу Гарри Поттера.

Талант там был настолько очевиден, что карьера дала взрывной взлет, который достиг номинации на «Оскар» в том самом кончаловском «Поезд-беглец» (Runaway Train, 1985). Еще до того, как его сестра в кино вообще дебютировала.

– Близкие люди. Между нами ничего общего.

Но, рыдающие роли, несмотря на то, что Робертс был в них так востребован, не отражали суть его личности. Авария, после которой лицо Робертса сшили заново, внесла суровую корректировку в его Образ. Наркотики и скверный характер его окончательно сформировали. Темная Сторона Робертса вырвалась наружу и перечеркнула все его прежнюю плюшевость. Фестивальный мальчик исчез. Брутал и Зло стали его новой жанровой специализацией.

– Я  даже на “оскарном”  “Поезде”  самого Дэнни Трехо метелил!

Робертс довольно удачно попробовал себя в популярном тогда экшен-жанре.

Брутальные слезки:

Но даже там было видно, что он не спортсмен и не боец. Зрелищность схваток тащило на себе корейское тхеквондо братьев Ри, а Робертс по старой привычке давал в кадре, хоть и брутальную, но чувственность. Но довольно скоро он нашел свой окончательный образ, который и стал его настоящим Лицом.

Играть всегда лучше получается самого себя:

Вот фильм «Мясник» – это как раз такое идеальное попадание в роль. Эрику сейчас уже за шестьдесят, вряд ли будет серьезно продолжать в экшен-жанре. Но и фильм затерялся от зрителя аж с 2009 года – там Робертс еще только начинает красиво стареть. Такой, стильно седеющий Майкл Баффер с животным гроулингом Сильвестра Сталлоне.

– Я все еще снимаюсь по десять раз в год в чем попало и во всем подряд. Но этот фильм, поверьте – особенный.

Все та же тема про уставших и загрустивших мужиков. Только в бандитской профессии. Некогда свирепый зверь и бывший профи-боксер с возрастом непростительно размяк и деградировал. Все заметнее проступает взрослая сентиментальность, а алкоголизм лишь усугубляет ненадежность такого человека на ответственной работе. Циничный коллектив нетерпим к слабости, и старого волчару ждет жесткая отставка.

– Я сам жестко уволюсь.

Режиссер фильма Джесси Джонсон – один из последних энтузиастов экшен-жанра. Тот самый, который снял «Коллекторов» и «Возмездие». Очень неровный и непредсказуемый режиссер, который способен собрать в своем фильме Скотта Адкинса, Тони Джа, Ико Ювайса, Джей Уайта и Майкла Биспинга и… слепить совершенно беспомощную херню. А может с теми же Адкинсом, реслером Стивом Остином и экс-чемпом по кикбоксингу Джерри Тримблом выдать очень динамичные хитяги.

– Ничего личного, так устроена жизнь.

– Я понимаю. Ты на меня тоже зла не держи.

Типичный пример разрыва Эстафеты Силы между поколениями – идея правильная, а реализация такая, будто снимает контуженный инвалид, которому отшибло память про то как должны выглядеть крутые боевики, и он сам наощупь учится снимать такое кино.

– Хотя и способен в любой момент влегкую отдоминировать всю карьеру Стетхема.

Фильм силен своей тяжелой нуаристой атмосферой. Это как игра Kingpin, только без негров и Cypress Hill.

– I’ll bury you, motherfuckers.

 

Хотя, Сайпрес как раз поддал бы уставшим мужикам подзабытой молодости:

Адские хари, веские базары, все очень злобно и убедительно. Те же дворы, что и в бруклинских разборках Стивена Сигала из «Во имя справедливости» – вся братва выросла вместе, в одних песочницах.

– Ребята с нашего двора.

Одни поднялись до серьезных вершин, как Роберт Дави, круто играющий главного бандита. А Робертс так и остался Мясником-вышибалой, наглая молодежь его плотно подпирает и мечтает попировать на его костях. Ненужную фигуру жертвуют как самую заурядную пешку. Обрекают на смерть.

– Ну, если ты так принципиально ставишь вопрос – братан, да я сам тебя завалю.

Но Мясник не суетится. Ему просто нечего терять. А свою пропащую жизнь он может продать и чутка подороже. Ничего личного, злодеев тут нет – мы же все здесь старые друзья. Умирать не страшно, труп просто выкинут из машины на пустыре и на этом все закончится. Есть дела поважнее. Отдать накопившиеся долги. Деньги друзьям, пули врагам. Признаться бабе, которая давно тебе нравилась, хоть ты и махнул на себя рукой. Попытаться успеть вытолкать ее в хоть какое-нибудь будущее из теперешней беспросветной житухи.  Шансов немного, но почему бы не рискнуть?

Джесси Джонсон собрал в фильме абсолютли впечатляющую братву из ветеранов – практически Алекс Невски-стайл. Но все угрюмые хари играют мастерски, даже пожилой кикбоксер Джерри Тримбл выдает такие гнусные базары, будто снимается у Манна или Скорцезе!

Чемпионские хайлайты Джерри Тримбла:

 

Творческие кино-встречи с Великими:

Жаль, режиссеру не хватило ума понять, что атмосфера фильма требовала скупой выразительности и в экшене. Типа как у Такеши Китано. Выстрел-смерть, агония и перекошенное ебло остывающего трупа. Вместо этого неуместная кривоногая рукопашка и китайская пальба из игрушечных автоматов. Удивительный парадокс – боевик прекрасен всем, кроме экшена. Но даже то, что он способен предложить – сегодня это исчезающе редкое взрослое мужское кино. Которому обязательно нужно дать шанс.

3 комментария

  1. Александр
    01.08.2021 - 14:54

    Очень нравятся ,как он отыгрывает отрицательных героев-особенно в “Природе зверя”

    Ответить
  2. Vic
    01.08.2021 - 21:08

    Надеюсь на обзоры про Такеши, раз уж упомянут

    Ответить

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.