Роль “Свиньи” в творчестве Николаса Кейджа

Многие сейчас воспринимают Николаса Кейджа как одного из главных неудачников современного Голливуда. Бывший лауреат «Оскара» за лучшую мужскую роль и теперешний король «золотых малин» и глумливых мемасов. Бывшая звезда кассовых блокбастеров, племянник Фрэнсиса Форда Копполы, экс-зять Элвиса Пресли – нынче опустившийся до уровня андеграунд-треша банкрот и алкоголик. Но это очень поверхностная оценка масштаба личности.  Николас Кейдж вовсе не производит впечатление отчаявшегося человека. В отличие от своих голливудских ровесников, цепляющихся за обвисший мейнстрим на затухающей амплитуде успехов, у Коли оказался редкий дар – он разбирается в хороших идеях и потенциалах постановщиков.

– Эх, знать бы, как там будет, впереди!

А для такого творчества инди-площадки дешевого арт-хауса – максимально комфортные. С деньгами тут все грустно, но возможности для экспериментов безграничны. Собственно, поэтому Коля раз за разом засаживает такие хитяги, что утирают пот даже матерые критики – «трэшачок» Кейджа иной раз тянет на статус культовой классики в самых разнообразных жанрах. Кровавая психоделическая заруба с демонами-сектантами-наркоманами в «Мэнди», безумие фиолетовых туманов в «Цвет из иных миров» и угарная ретро-хоррор стилистика  «Страны чудес Вилли». Там все не так просто с постановщиками, Стэнли и Косматос – это идейные преемники Тарковского, которых мейнстрим просто выбросил на помойку за ненадобностью, мол, нашим комиксам ваши таланты не требуется. А Коля идеально скомбинировался с их стилями, выдавая в кадре, по необходимости, фирменное безумие, грустные глазки уставшего мужика и убедительную актерскую солидность.

– Гипнотизирующие миры Николаса Кейджа.

Другой вопрос, что Кейдж на насмешки и восторги критиков даже не оглядывается – херачит по семь фильмов в год (реже нельзя – иначе можно забухать), в том числе издевательски глумится над теми, кто пытается воспринимать его творчество слишком серьезно. Такие  с воем убегают на первой же веселухе вроде «Джиу-джитсу», где Коля на кураже выдал пафос Дэвида Кэррадайна и гротеск Александра Калягина. Как сам Кейдж признается – он и на премьеры своих фильмов практически никогда не ходит, как бы их не хвалили или ругали. Поглощен  самим процессом творчества, а готовый фильм для него  – лишь вчерашний день.

– Я слишком призрачный гонщик, чтобы постоянно оглядываться на такой скорости.

Отсюда и растерянность многих – непонятно как воспринимать фильмы Кейджа и как к нему относиться. Очень просто. Каждый фильм Кейджа  – это просто очередной день из его безумной жизни. Той самой, с промотанными 150-тью миллионами долларов, покупками особняков с приведениями, черепов динозавров, экзотических животных, пятью браками и постройкой погребального склепа для своих похорон. Он сам – главный персонаж всех его фильмов.

– Женюсь на всех подряд – миллионершах, официантках…

– Мое лучшее вложение!

– Моя личная фараонская пирамидка.

Потому что, как еще иначе можно воспринимать, например, его новый фильм «Свинья»? Где у лесного отшельника похищают дрессированного кабанчика, с которым он рыл корни трюфеля для лучших ресторанов Портлэнда. Ну, наверное, как-то иронично – свинью похитили злодеи, как дочку у полковника Джона Мэтрикса. Большая ошибка! В конце концов и на месте собачки  Джона Уика вполне могла быть свинья.

– Нетолерантный манифест.

Но Кейдж не спешит веселить зрителя эксцентричной экшен-сатирой. Поиск свиньи для него  –  возвращение из десятилетнего отшельничества в город, который внушает ему лишь отвращение.  Все лесные сцены с одиноким Кейджем и хрюшкой выглядят как завораживающе мощная медитация. Видно, что Кейдж абсолютно умиротворен и никак не реагирует на воспоминания о прежней жизни.

– Что вы все ко мне лезете? 

Но, кружа по городу как злобный призрак, он не только возвращается к своей забытой боли, но и сам пугающе напоминает городу, кем он здесь был когда-то.  Детективный сюжет не очень сложен – Кейдж знает куда он пришел, что ему делать и чем все закончится. Уверен в каждом своем движении. Дело не в свинье. Он сам признается, что не свинья искала трюфели – он сам прекрасно знал где их рыть по природным знакам. Просто десять лет отшельничества научили его видеть в любом человеке скрытую суть, так же как секретные трюфели под землей. И этим он приводит людей в ужас. Дойдя в поисках свиньи до самого конца, он не сворачивает злодеям шеи, но просто указывает каждому на их ошибки. Одних это разрушает, другим приносит облегчение. Встреча с прошлым тоже меняет героя – вряд ли он теперь сможет вернуться к привычной жизни.

– Создатели фильма. Режиссер и сценаристка. Удача яркого дебюта.

Фильм не развлекательный, но интересный. Снято, сыграно и музыкально оформлено очень впечатляюще. Цельное произведение. При том, что сделано, напомню, на коленке группой дебютантов. В кадре веришь в каждую рожу. Ну, а сам Кейдж, как нередко бывало в его последних фильмах – взглядом способен сыграть выразительнее чем словами, увесистые реплики вхолостую не тратит.

– В вашем ресторане любят воровать чужих свиней? Я вас сейчас тоже кое чем угощу.

Такие удачные фильмы в карьере позднего Кейджа стали систематическими. Голливуд и крупные студии к нему снова присматриваются.  Коля говорит, что комплименты Диснея и возврат в мейнстрим его не особо воодушевляют, в независимых проектах ему гораздо комфортнее. Променяет ли Николас Кейдж любимую свинью своего андеграунд-отшельничества на возврат в былой шум бессмысленного тщеславия – покажут только следующие дни его безумной жизни. На мой взгляд, уже поздно что-либо менять. Коля, выбирай свинью!

2 комментария

  1. Powerhead74
    22.07.2021 - 08:36

    А куда возвращаться? Кроме Аватара – на горизонте ничего хоть сколько нибудь удобоваримого.
    Боюсь премьеры Матрицы.
    Комиксы как чума выкосили остатки жизни из кино. Теперь даже не знаешь где НЕ треш.

    Ответить
    • Роман Щербина
      22.07.2021 - 13:35

      Дисней вроде как примеряется запустить Сокровище Нации-3, а Невыносимую Тяжесть Огромного Таланта дистрюбьирует крупная кинокомпания.
      Можно, конечно, скептически относиться к словам Кейджа, что для него возможность импровизировать в творчестве важнее диснеевского конвейера.
      Но примерно то же самое говорит и Скорцезе – что Голливуду больше не нужны авторские проекты, там все вытеснил примитивный конструктор, франшизинг и мерч.

      Ответить

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.