Порхающие великаны Монгольской Борьбы

Возможно, не все в курсе, но Монголия является одним из основных Мест Силы мировой борцухи. Более именитые в олимпийском золоте дагестанцы и осетины давно уже забыли свои горские пехлеванские ристалища и полностью переключились на современную вольную борьбу. Ведь победы должны приносить официальное уважение и престиж. Монголия же до сих пор чтит традиции Бех Берилдаан, которое является мощной базой для многочисленных монгольских чемпионов в вольной борьбе, дзюдо, самбо и сумо.

– Стань лучшим в мире в своей борьбе. Потом встречайся с лучшими по всему миру.

Бех Берилдаан – Монгольская Борьба. Единоборство кочевников, увековеченное изображениями на древних артефактах, корнями уходящее во времена Чингизхана. Оно так и закрепилось территориально – Монголия, юго-восточная Россия (Алтай, Бурятия, Тува) и северный Китай. Монгольская борьба объединяет все эти территории масштабным турниром Надом в Улан-Баторе, где ежегодно сходятся 512 лучших борцов для выявления Льва Нации – Улсын Аварга.

– Как завещали нам Отцы.

Борьба является одной из трех дисциплин турнира, называемых Играми Мужчин – верховая езда, стрельба из лука и борцовские схватки на выбывание. Как и положено настоящему древнему единоборству, выявление Лучшего в Бех Берилдаане бескомпромиссно и равнодушно к бессилию. Никаких весовых категорий, ограничений по времени – если ты мал и слаб, то лучшим тебе не бывать.

– Расступитесь, слабые люди!

Правила довольно типичны для любой борьбы – опрокинутый на землю противник считается проигравшим. Партера нет. Касаться покрытия можно только ступней и ладонью – опустившийся на колено или локоть терпит поражение. Но, важной отличительной особенностью Монгольской Борьбы является экипировка участников. Здесь нет потных борцовских трикушек по вольным правилам или намасленных булок турецкого киркпинара. Трусы борцов имеют жесткий каркас для захватов, на плечи накинута укороченная куртка, перевязанная тросом на животе – надежные упоры для захвата и силовых взрывов на бросок из любого положения. В чем-то такие условия борьбы похожи на Самбо и Дзюдо.

Первый монгольский золотой олимпиец по Дзюдо Тувшинбаяр Найдангийн – под драйвовый монгольский мотивешйн “No Mercy”: 

Но со своими национальными фишками. Каждого именитого бойца-суперстара на боевом поле сопровождает не тренер, а личный секундант – «засуул». Уважаемый (как правило гораздо более старший) человек для демонстрации окружающим авторитета. Его роль заключается в том, чтобы держать шапку бойца, пока тот сражается с противниками, оказать борцу моральную поддержку и дать ему азартный мотивейшен. Например, если борец проявляет нерешительность в схватке, то Засуул может вписать ему с тыла звонкого леща по жопе – «атакуй, блядь, атакуй!»

– Остановись, сынок. Ты уже всех победил два раза!

Понятное дело, в случае судейского произвола, Засуул вступает с судьями в серьезные переговоры по самым строгим понятиям.

Алл-тайм хайлайты – под героический монгольский power-metal:

 

Благодаря специфической экипировке, в любой момент могучий борец может поддеть противника за резинку на трусах и укачать на руках как младенца, уебав амплитудной скруткой в пол так, будто бедолага нечаянно выпал с девятого этажа на подъездный козырек. При этом часто такие соревнования проводятся вообще в чистом поле, где удачный бросок отлично чувствуется прилипшими к хребту легкими и отбитым до состояния картофельного пюре мозгом.

– Это вам не на UFC-батуте жопой прыгать!

Бех Берилдаане является самым популярным национальным видом спорта Монголии. Родившемуся мальчику в качестве популярного напутствия в жизни как правило желают стать хорошим борцом.

– Мужики, подержите-ка мою шапочку. Ща я суплексну вон того жиробаса!

Несмотря на небольшое количество населения пустой Монголии, массовость дает результат в мировом масштабе. На Олимпиадах монгольские вольники берут награды с 60-х годов. Из 26 олимпийских триумфов Монголии 17 было в борьбе и дзюдо. Еще 7 неожиданно получили за разбитые ебальники по боксу – надо же было куда-то пристроить щуплых карликов, которым недоступен великанский Бех Берилдаан! Еще две награды, кстати за стрельбу. Не удивлюсь, что они там начпокали всех из лука безо всяких пистолетов!

– Построение на Надом-турнир.

Поголовное увлечение Борьбой на всех социальных и территориальных уровнях породило целую систему турниров от деревенского состязания до общенационального и наднационального турниров. Работающую беспрерывным конвейером. Серьезные турниры проходят летом и в чистом поле, где натягивают национальные шатры для бойцов и судей, устраивают яркую церемонию проноса через боевое поле Шатра Чингизхана. Устраивают эффектные исторические парады и конные шоу.

Мощь и красота Традиций:

Сложилась своеобразная система оценки Мастерства. Нет, это не различие в радужных расцветках поясов бразильского джиу-джитсу. Выбывающие из схваток на Надом-турнире получают титулы по количеству пройденных кругов схваток. Напряжение   нарастает, начиная с пятого круга турнира.

– Солидность образа – в каждой детали.

Продержался 5 уровней – ты настоящий красавчик как стремительный Сокол. Прошел в четверть-финал – да ты опасен как Ястреб. Покорил 7-й круг? Могуч как Слон! Победа в 8-ми уровнях (полуфинал турнира) дает право на титул «Священный Гаруда».

– Сильнее Слона! Но слабее Льва!

Победитель Надом становится Львом Нации. Но и это еще не все. Став неоднократным чемпионом Надом, доминатором Монгольской Борьбы, победитель обретает статус Аварга (Великан). Титулованный Великан получает право самому выбирать себе противника в каждом круге из прошедших испытание победителей. Всё просто – победить Лучшего не получится шальным лаки-панчем! Настоящий Аварга всегда будет Сильным.

– Кто следующий?

Возвращаясь к экзотическому термину «Священного Гаруды». Это божественное существо, полу-человек/полу-орел – является главным символом Монгольской Борьбы. Ритуальные танцы борцов перед боем и сразу после него символизируют полёт Гаруды. Гордого и могучего Орла.

– “Лебединое озеро” по-монгольски.

Победитель поднимает руку, а побежденный, покорно склонив голову и развязав узел наплечной куртки, должен пройти «под крылом Гаруды» в знак признания его превосходства.

– Без меня не начинайте. Я уже подлетаю!

Монгольская Борьба поставила себя особняком в мировой борцухе. Да, на олимпийских коврах монголам сложно пробиться через конкуренцию с дагестанцами.

В пасти аллигатора:

– Эээ, брат, ты куда еще собрался пробиться? Ты уже приехал на станцию “конечная”.

Но регионально, в Азии, монгольские борцы считаются эталоном борьбы вообще. Подтверждением чему является тотальное доминирование натурализованных в Японии  монголов в элите Сумо. Где сегодня практический каждый последний японский Йокодзуна – обязательный выходец из уважаемой семьи монгольского Аварга.

Монгольская борьба – в тотальном респекте у японцев:

Два великих японских Йокодзуны – оба монголы:

Папа Йокодзуны-победителя, легендарный Аварга Жигжидийн Мунхбат – под зажигательный монгольский «Eye of the Tiger»:

Мунхбат – шестикратный Аварга Монгольской Борьбы, первый монгольский призер в вольной борьбе на Олимпиаде-68. Его сын, Йокодзуна Хакухо, добился рекордной победной серии в Сумо за всю историю этого спорта. Мунхбат немало перенял у советской школы вольной борьбы, которая, как это водится, упорядочила многие национальные единоборства в комплексный спорт, легко интегрируемый в Мужские Единоборства на мировом уровне.

Места Силы

 

15 комментариев

  1. Tenozh
    10.07.2020 - 09:26

    Помню как-то смотрел чемпионат по сумо и удивлялся тому что там сплошные монголы выступали. Так вот откуда они пришли!

    Ответить
    • Прохожий
      10.07.2020 - 10:12

      Монгольские Йокодзуны еще и в скандалы там попадают постоянно – бухают и бьют морды японским чуркам!

      Ответить
    • Роман Щербина
      10.07.2020 - 13:09

      Последний монгольский Надом, кстати, выиграл наш бурят.
      Сверху фотка – расступитесь, слабые люди – это он.

      Ответить
      • Junk
        11.07.2020 - 08:52

        Не хватает бурятского мотивейшна! https://youtu.be/eqsJd1XsfOA

        Ответить
  2. Alex Corvus
    10.07.2020 - 09:27

    Душевно у них там на лугах.

    Ответить
  3. Станислав
    10.07.2020 - 13:58

    А якутский хапсагай – это не родственник монгольской борьбе? Или разные народы естественным образом изобретают одно и то же (борьба стоя до касания третьей точкой) независимо.

    Ответить
    • Роман Щербина
      10.07.2020 - 14:58

      Принцип всех видов борьбы с античности – сбить с ног противника.
      Далее лишь пикантные и экзотические нюансы на местах – типа как в Турецком Киркпинаре!

      Ответить
    • dr.groove
      11.07.2020 - 15:18

      Все виды борьбы берут начало от древнейшего и величайшего КИРКПИНАРА.

      Но все они шли по пути обмягчения, и только Великий Киркпинар остался в своем первозданном чистом брутализме.

      Ответить
  4. Bolo74
    10.07.2020 - 15:39

    Прочитал и вспомнилось читанное 35 лет назад)) –
    “– Начинайте! Оге, начинайте! – закричали глашатаи. – Джихангир Бату-хан смотрит на вас! Он даст ловкому молодцу лучшую награду! Каждый должен пройти три трудных состязания, три упорные схватки! Кто ни разу не коснется плечами земли, тот будет объявлен багатуром. Таков закон нашей страны, да и обычай всех людей таков! Славному делу не будет препятствия, чистому небу не бывать мрачным!
    Сперва выступили вперед двенадцать воинов – рослых, плечистых, молодых. Отряды заранее отобрали своих лучших удальцов. Остальные соперники, ожидая очереди, опустились на корточки по краям поля.
    Борцы стали подпрыгивать на месте, переваливаться с ноги на ногу, взмахивая руками точно крыльями, припадая на согнутых коленях. Они бросали вверх землю и траву и, подражая орлиным прыжкам, начали приближаться друг к другу.
    Шесть пар одновременно сцепились в могучих объятиях. Они схватились за плечи, за руки, за ноги, за шею и стали бросать друг друга, вертеться, приподымать с земли и подставлять подножку, стараясь повалить противника на землю. Около каждой пары топтались, кружили и приседали друзья, возбуждая борцов криками.
    Упал один, его тело коснулось земли – он уже выбыл из состязания. Сумрачным уходил он с поля вместе с друзьями. А победитель той же прыгающей походкой направился к месту, где сидели почетные судьи. Там стояли мешки с печеными кусочками сладкого теста. Победитель брал руками пригоршни печений, подносил к губам, точно хотел вкусить, затем неожиданно ссыпал печенье в подставленные подолы друзей, а часть бросал в поле в честь богов, принесших ему победу.
    Одна за другой приходили группы соперников; они схватывались, боролись. Побежденные уходили, победители оставались и продолжали бороться между собой.
    Лучшим победителем оказался высокий, могучего и страшного вида монгол по имени Тогрул, поборовший всех противников. Последнего соперника он поднял над головой и с диким торжествующим воплем бросил на землю. Упавший лежал неподвижно и плакал – он перед этим поборол очень многих. Тогрул подошел к нему и, широко расставив ноги, спросил:
    – О чем твоя печаль?
    – Если б я был мертвый, не было бы у меня сожалений! А если теперь мне придется ходить живым, то радости мне мало.
    Тогрул осторожно поднял его и сказал:
    – Исполним славное дело для величия монгольской державы!
    Оба вынули ножи, полизали друг у друга лезвия, понюхали щеки и, обнявшись, пошли с поля как побратимы – «аньда».”

    Ответить
      • Аноним
        04.10.2020 - 14:16

        Сам ты дикарь эпос гэсэриада появился,когда твои предки лазали по деревьям Валдая,боясь попасться в рабство скифам

        Ответить
        • Роман Щербина
          04.10.2020 - 18:03

          Что не так, мамай-мумбай?
          Монгольской борьбе дан элитный “пуш” с деревьев Валдая.

          Ты сам то что сделал для Дела Священного Гаруды?

          Ответить
  5. Серёга
    11.07.2020 - 07:23

    Нужно продолжение, оно само просится!

    Ответить
  6. Алтан-Од
    18.12.2020 - 07:11

    Первое упоминание борьбы встречается в «Тайной истории монголов» (1240): «Однажды на пиршестве Чингисхан предложил побороться Бури-Буке с Бэлгудеем».
    Состязания в борьбе были неотъемлемой частью бурятских народных праздников тайлган, сагаалган и др., входили в состав свадебного обряда. Особый размах состязания борцов достигали на традиционных играх эрын гурбан наадан (три игры мужей), которые устраивались во время различных праздников и знаменательных событий. Помимо борьбы бүхэ барилдаан, участники состязались в скачках — мори урилдаан и стрельбе из лука — сурхарбаан (һүр харбалга) [1].
    Великий князь Николай Александрович, будущий император Николай II, как наследник престола посетил в июне 1891 года Забайкальскую область и встретился с представителями агинских бурят на реке Тура, где в честь цесаревича были устроены традиционные игры эрын гурбан наадан. Это событие запечатлено на фото, которое стало первым снимком бурятской борьбы[1].

    Ответить

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.