Реслинг в США – яркое шоу. В Японии – кровавый спорт. Реслинг в Мексике, Луча Либре – это религия. Мексиканский реслинг в его относительно современном виде появился примерно в одно время с американским, в начале века. Тоже во главе со своим эпическим МакМэном – основателем Consejo Mundial de Lucha Libre (CMLL) Сальвадором Латтеротом.
– Американский налоговик, который стал основателем мексиканского реслинга.
С тремя Отцами Луча Либре – El Santo, Blue Demon и Mil Mascaras.
– Tres héroes desperados.
Что интересно, все трое даже по тем временам, еще до современных прогрессивных акселератов, были тяжеловесами. Главный из них, Эль Санто, взорвал ппв-рынки в конце 40-х. Сказать, что он был популярным – это не сказать вообще ничего. Это какой-нибудь Майкл Джексон был популярным. А Эль Санто был Суперменом, Ильёй Муромцем, Юрием Гагариным и Элвисом Пресли в одном лице. Он не был просто «звездой реслинга» или даже просто мега-селебрити. Эль Санто был реально оживший мифический герой.
– Национальный идол.
Популярность Санто вышла в открытый космос после запуска разорвавшей все бокс-офисы кино-франшизы в жанре Luchador films – фильмы про реслеров (лучадоров), рубящихся c вампирами, пришельцами, крюгерами и прочей сволочью. Луча Либре – это битва Добра и Зла. С учетом всех культурных и идеологических нюансов. Герои в масках, вершащие справедливое правосудие, лучадоры, были обречены на всенародную любовь.
– Мексиканский ответ Джеймсу Бонду.
– Мексиканский ответ всем остальным.
Помогал Санто его вечный друг-враг Голубой Демон. Тоже один из одиозных Титанов этого спорта, плечи которого до сих пор подпирают свод Луча Либре в век тотального разжижения суровых понятий.
– Победили в кино и в ринге всех. Осталось разобраться кто из нас круче.
Про маски. Начавшись как просто интересная фишка, под которую тут же подтянули историческую базу ацтекских предков, маско-феномен стал частью мексиканской культуры. Маски в Луча Либре – это намного больше, чем просто крутой мерчендайз. Маска – это честь. Маcка – это твоя личность. Маска – это всё. Маска не снимается никогда. Никогда – это значит вообще никогда.
– Тайна.
Эль Санто приподнял маску один раз в жизни – без объявления, на пенсии, перед смертью на одном из тв-шоу. Это был знак прощания, меня больше нет, через неделю он умер. На похороны пришла вся Мексика, похоронили Эль Санто в маске. Голубой Демон умер в 2000-ом, похоронен в маске, которую он не снял ни разу.
– Прощание с маской.
Соответственно, и главной победой в Луча Либре является не выигрыш чемпионата, а принципиальный бой маска-на-маску, где с проигравшего срывают личину и боец вынужден назвать свое настоящее имя. Неким аналогом боя с маской на кону является бой «за волосы» – проигравшего с позором бреют наголо прямо на ринге.
– Ходи теперь лысым юфсишником.
– Хорошая традиция. Прижилась у нас в Америке!
– Не грусти, Винни. Я потом и Обаму так же побрил.
Понятно, это не только брутальный спорт, но и шоу – и многие по ходу карьеры открывают лицо – за лавэ или перспективы. И были звёзды, которые сразу стартовали без масок. Но обычно маску снимают или для придания ускорения тормознувшей молодой карьеры. Или в самом конце под старость – как передача эстафеты молодому суперстару или дань уважения старому врагу.
– Хайпущуя “молодежь” делает себе в инсте “маску” распальцовкой. Хотя все и так знают как они выглядят и как их зовут.
И понятно, что сейчас с мобилами и твиттерами всё намного легче, но респект к лучадорам и традициям остаётся – даже имена борцов всё ещё не озвучиваются публично, если в этом нет особой необходимости.
– Береги маску смолоду.
В отличие от японского, мексиканский реслинг влияния со стороны американского не испытал. И потому дошёл до сегодняшних дней в своём изначальном непохожем стиле. Классический Луча Либре, кстати, это не только прыжки, на них в целом акцента нет, если это не командный рамбл. За пределами Мексики это уже разбавленная для иностранцев экспортная попсово-хайлайтовая версия.
– Маски, добытые в бою.
В чистом виде это с непривычки даже непонятно как воспринимать. Очень лёгкий контакт, даже по сравнению с американским WWE. Большой упор на технику и партер, очень высокая конкурентность, но при этом абсолютно без связи с реальной дракой. Получается такой микс бражеже, борьбы, боевого танца и физических шахмат.
– Вам шах, мат и фак.
– Но, позвольте… Как же так?
– А вот так. Потому что нехуй тут.
То есть, например, лучадор обозначает тройной болевой на левый мизинец на ноге – и тем самым как бы задаёт вопрос: “Что скажете, Дон Густаво?” – соперник должен технично ответить, например, выходом на мостик с проходом на залом ушей “Я вас слушаю, сеньор Педро”. Сильно на любителя и с привычным реслингом имеет мало общего.
– Но всё на четком солидняке!
Но так как это всё-таки мексиканцы, у которых традиционно популярны мелкие веса – то быстрые акробаты и летания всегда были и остаются частью шоу. Правда, опять же с поправкой – ринги в Мексике не пружинящие как в Америке батуты – после пары суплексов там можно заехать в Suplex City Bolnichka, что меняет весь стиль реслинга. В том числе и прыжки – которые в основном делаются за канатами на соперника – или обычные простые напрыги с углов в ринге безо всяких тройных сальт с приземлением на жопу.
В современную эру и мейнстрим адские прыжки и смертельные сальто толкнули 2 человека. Японец Сатору Саяма, он же Tiger Mask:
И третий Отец (до сих пор живой) Луча Либре – Мил Маскарас.
– Выпрыгнул далеко за канаты ринга мексиканского реслинга.
Единственный из тройки, выступавший за границей.
– Так везде и ездил, не снимая маски.
Титан настолько эпического масштаба, что даже сам Винс МакМэн смотрел снизу вверх – потому что помнил, что когда он сам был ещё зелёным Винни Губерниевым, Маскарас уже тогда был звездой планетарного масштаба:
МакМэн не забыл помощи уважаемых людей и спустя десятилетия надлежащий респект был оказан со всем почтением:
Просто чтобы стало понятнее. В 73-ем году в фильм с Маскарасом повезло попасть… Серхио Оливе.
– I will survive!
– Эй, шахтёр! Потерял что-то? Может, стринги?!
– Как же так, Джо? Серёге вон всё – Олимпию, зелень, лавры кинозвезды. А мне только голубые усы и стринги между булок?!
– Серж, забери меня к себе! В кино-мейнстримчик!
То, что сейчас воспринимается простеньким прыжочком – тогда было шоком, мир реслинга впервые увидел, что бывает и такое. Но тут ещё момент. Вы обратите внимание, особенно это, правда, видно в полных боях – насколько значителен этот Прыжок.
– Сила должна быть обязательно. Но без Чувства далеко не уедешь.
Тут же как Шпагат Ван Дамма – повторить вроде и несложно, но подать с Силой и Харимзой не может никто. Кстати, разница в мировоззрениях олдскульных Мужиков и современных мякишей была видна, когда Маскарас приезжал в Америку, и шла критика со стороны некоторых мешков, мол, он не поддаётся! Работает грубо, не жалеет других реслеров. На что Дон Мил с усмешкой отвечал: «Так ты бьёшь как баба, щегол. Это Королевский Спорт, а не пилатес. Работай по-мужски».
– Может, вам еще и ключ от квартиры, где маска лежит?
Почти весь век Луча Либре так и варился в собственной тортилье. Остался вещью в себе. Миром для своих. При этом, оказывая серьезное влияние на японский и американский реслинг.
– Мексиканская стажировочка вдохнула в японский реслинг Силу и Драму!
– Научили как следует прыгать американское бычьё!
Несмотря на то, что легендарный промоушен CMLL рухнул в 70-х и ему на смену пришел сначала UWA (Universal Wresling Association) в 80-х, а затем все подмял под себя AAA Lucha Libre (с 90-х и по сегодняшний день) – на трибунах Луча Либре все тот же простой народ. В отличие от зрителя американского реслинга, который окончательно превратился в хипстеров и комикс-боев. Несмотря на то, что захарканные кровью ринги давно превратились в яркие шоу с бабами, клоунами и карликами, традиции чтутся – в супертяжах до сих пор доминирует Blue Demon Jr., приемный сын того самого Отца. Который сражается с наследниками прочих славных лучадорских династий. И чье настоящее имя и внешность до сих пор являются для всех секретом.
– Как завещали Великие Предки.
Самая первая маска легендарного Эль Санто:
Народное творчество:
Предыдущие статьи цикла:
7 комментариев
Была же вроде эта статья уже?
Наверное, где-то в другом месте!
А, ну да))
Роман, что думаешь про фильм “Рестлер” с Рурком, парой фраз? Почему интересуюсь – до фильма не воспринимал реслинг как что-то серьезное. А по твоим статьям – так вообще современный MMA и то ближе к цирку чем рестлиг.
Лучший фильм про реслинг.
Но это так себе комплимент.
кто то вообще что то снимает про реслинг?
Реслер – это просто редкое отличное кино.
И Рурк тогда наиграл на Оскар. Который у него увели политически – отдали гомосекам за Харви Милк (который слабое кино сам по себе).
Один из любимых моих фильмов Арановского, которого я и без того очень ценю за Реквием.
Отличная статья, много нового из неё узнал, Роман спасибо!