Картонный батя

Фильм «Батя» стал любопытным событием посткарантинного российского кино. Снят в недорогом и востребованном жанре, быстро нашел свою аудиторию, заработал хорошие деньги. При этом, как фильм даже не потрудился свести набор скетчей, из которых он и состоит, в одно целое кино. Несмотря на убедительную похмельную рожу Вдовиченков, выглядит “Батя” как типичная продукция носатого ТНТ-теле-контента.

– Короли комедии.

Недавно, по поводу ухода из жизни Бориса Грачевского были дискуссии по поводу его творчества – мол, низкий жанр, тупые сюжеты, бездарные дети. Но это работало. У целевой аудитории таких вопросов не возникало – короткометражки Грачевского до его последних дней были хитягами ютуба. Так и здесь – нехитрые скетчи-флэшбэки советского бати Вдовиченков с мелким перестроечным щеглом выглядят симпатичным «ералашем», такие же неровные по смыслу и юмору. «Ностальгические» фишки советского детства выглядят смешно на контрасте с современными реалиями – как же все поменялось. Но, в какой-то момент их нарочитость становится предсказуемой. Точно знаешь, что сейчас будет что-нибудь про взорвавшуюся банку вареной сгущенки или про газету, которой нужно вытирать задницу.

– Олдскульные лайфхаки.

Беспомощным провисоном стала современная линия сюжета. Где выросший у сурового папы пацан сам стал папой, но… куда что делось – не умеет вести себя ни с детьми, ни с женой. Неприятная Михалкова клюет ему мозг высосанными из пальца истериками. Выглядит настолько глупой бабой, что непонятно – зачем с ней вообще жить. Дети – какие-то невоспитанные мудаки, которые папу ни во что не ставят. Просто слепленный на коленке скучный фон для пауз между скетч-флэшбэками.

– Че ты как маленький?

Батя с семейкой придурков принципиально не общается, но на 70-летний юбилей родственнички двигают в авто-путешествие – поздравлять дедушку. Типа, в пути они должны преодолеть роуд-муви-испытания, переоценить свои семейные отношения, понять друг друга и, через это, понять и принять Батю-мизантропа.

– Печально я гляжу на ваше поколенье.

Но увлечь своими персонажами актеры не способны, выглядят они крайне фальшиво, а их попытки острить не впечатляют. Весь фильм так до конца и держится на Вдовиченков и смешных сценках советского детства, которые тоже пытаются выстроиться в некий параллельный сюжет, но бездарность сценаристов и постановщиков и эту, самую удачную часть кино, роняет на уровень идиотских сериалов.

У авторов серьезные проблемы с чувством меры. В безудержных потугах «юморить» они выставляют сурового Батю то откровенным жлобом, а то и вовсе дегенератом, который, например, ставит ребенку порнуху вместо мультиков, чтобы бухать не мешал.

– Смех без причины.

Даже на дистанции короткого скетча режиссер умудряется выдыхаться – в глаза постоянно бросается картон персонажей и сюжетные ходули. Зрителю слезливо сообщают, что Батя в своем алкоголическом хобби стал настолько неукротим, что мама (которую настоящая жена Вдовиченкова и играет) его бросила. Отличная мама, чего уж – оставила маленького пацана с сильно пьющим папой, который ему порнуху вместо мультиков крутит. При этом мама из сюжета пропадает за секунду и насовсем. Как будто Батя ее сам и прикопал. Во взрослой жизни про неё даже не упоминают. Талантливый сценарий. Мама была, мы этого не отрицаем, но она самоликвидировалась.

–  В жизни попробуем сыграть эти роли лучше.

Жаль, не показали, со скольких лет мальчик с таким Батей сам начал пить водку, с кем дружил, когда получил первую судимость и т.д.  Скачок в гламурную и успешную современность произошел слишком резко и неправдоподобно. Зато удобно, зачем все усложнять, фильм ведь не про это. А про что же? Ну, вот доехал весь этот табор до Бати. И что? Ему на них наплевать, они его ненавидят. Откуда взяться хеппи-энду, если он логически ни из чего не следует. Нет проблем, его можно просто придумать. Сынуля с дрожащей слезой вдруг истерично кукарекнет «Папа, вы мне никогда не говорили слов любви! Я закомплексованное чмо! У меня детская травма!», поражённый Батя судорожно стиснет его заскорузлыми руками, у всех с души упадет камень, все весело захохочут и «начнут всё с начала»!   

– Дорос до роли. Готов сыграть Батю-2.

Но просмотру такая халтура сильно не мешает. Практически с самого начала понятно, что это даже не кино, а обрезки каких-то заготовок для телесериала. «Ералаш» получился неплохой, но хотелось бы, конечно, именно кино.  Неужели, слишком многого хотим?

– А Батю-3 оставьте мне!

4 комментария

  1. lexalexa
    25.03.2021 - 15:02

    Отличную идею реализовали ну очень плохо. Мальчик в фильме и уже взрослый якобы папа – это вообще разные люди.

    Игра актеров – это вообще даже не первый курс театрального. Их заученные тексты даже слух режут, сидишь постоянно с фейспалмом и испытываешь испанский стыд. Только советские флэшбеки со Вдовиченко хоть как-то спасают. Из-за них не хочется выключать фильм. Получилось на троечку с минусом, как по мне. А идея настолько хороша, что можно было замутить на твердую пятерку.

    Кстати, новый фильм Гудбай Америка – это просто днище даже по сравнению с Батей.

    Ответить
    • Роман Щербина
      25.03.2021 - 17:00

      Когда я понял, что это не кино, а ералаш -позвал маленьких детей смотреть.
      Им очень понравилось, смеялись весь фильм.

      Ответить
  2. Powerhead74
    26.03.2021 - 08:03

    Как увидел в трейлере взрыв сгущенки – сразу понял что ходить на это не надо, раз они посчитали этот эпизод самой удачной шуткой. Но вот действительно Коля Коппола мог бы спасти фильм. Появились бы вторые смыслы.

    Ответить
  3. McNulty
    27.03.2021 - 08:20

    Я даже повелся и посмотрел. Остался в недоумении. Что это? Для чего это?

    Батя представлен в фильме не суровым мужиком, а полным мудаком. Впрочем, откуда создателям фильма знать в чем разница?

    Ответить

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.