Испанская гитара: Одержимые Дуэнде

 Гитара – инструмент запутанный. С одной стороны, простой в освоении – любой может сыграть «песни под гитару» во дворе.

Простенький гитарный бой и переборы на скамейке у подъезда:

 

С другой стороны, потолка мастерства нет – десятки стилей, сотни техник, миллионы вариаций.

Хардкорный фьюжн и смелые эксперименты:

Гитара есть в любых культурах – но всегда неповторимо разная.

Православные запилы:

Кришнаитские шарпеджио:

Исламские биты:

Гитара – древний артефакт, но при этом и новое изобретение.

– Олдскульный рокер.

А началось всё с… цыган.

– Взлохматим шмеля Ларисе Дмитриевне.

К концу 19-го века мастера из Испании наконец-то доработали гитару до современного известного всем нам вида. Но играть на ней тогда особо никто не рвался – какая-то молодёжная игрушка для угашенных кабаков. Шансон на ней, что ли, будет лабать достойный кабальеро?!

– Плач босяцкой жизни!

В то время как местным цыганам гитарка легла в золотые ручки как влитая.

Кабацкие аншлаги:

Фламенко – музыкальная культура испанских цыган, замиксованная из хитяг Андалузии, еврейских мотивов, арабских влияний и собственных народных песен. В которой гитара является главным и единственным инструментом.

Обжигающий темперамент:

Пошёл резкий скачок скиллов, начали оформляться новые техники – цыгане рулили доисторическим гитарным паундфопаундом.

– Народный чемпион.

В начале 20-го века происходит переломный исторический момент. Мажор из состоятельной семьи Андрес Сеговия (Andrés Segovia Torres) ставит перед собой Цель Жизни – сделать гитару Элитным Инструментом. Ввести гитару в высшее общество Классики – поставить на один уровень с пианино и оркестром. Задача титаническая.

– Но и я вам не «яшка» какой-нибудь.

Не все знают, что тот же рояль в классике – это брутальный нокаут виртуозов любого жанра. Отточенная веками техника, стероидный панчинг по клавишам и столетия великих композиторских школ.

– Неоспоримый чемпион!

А тут какая-то убогая балалайка – ни базы, ни статуса, ни респекта. Что делать? С чего начать? Как вообще наладить знакомства с уважаемыми людьми – если от тебя воняет лошадями? Молодой маркиз Андрей решил проблему первоначального «пуша» по-западному прагматично – нужно просто исключить цыган из истории.

– По-братски взял фламенко в долг. Встану на ноги – сразу все отдам.

Сеговия сгладил шумные цыганские техники, добавил мягкости и мелодии, облагородил репертуар. И полностью убрал любые упоминания цыган из своей биографии гитары. И дело сразу пошло! Сеговию стали приглашать на сольные выступления, для него начали писать классические композиторы, пошли мировые туры.

Гастроли и семинары в СССР:

– Никому я ничего не должен. Где цыгане и где я.

Это был революционный успех. Как для самого Сеговии, так и для мировой музыки. Гитара из простонародной палки с веревкой превратилась в стандарт классической музыки.

– И грянут шреды!

Успех для всех, кроме цыган! Сеговия так плотно закрыл двери истеблишмента за собой, что классик-пипл вообще забыл, что вся гитара вообще-то вышла из фламенко! Не помогли этому и сами цыгане – тусовка фламенко была закрытым табором. Секреты мастерства передавались лично, все друг друга знали – дяди, братья, троюродные внуки – куда ни кинь, наткнёшься на дальнего родственника.

– Ой, не ходи в наш табор, музыкантик. Зарежут.

Об адских скиллах фламенко-гитаристов узнать можно было только на редких концертах седых ветеранов.

В 60-х годах Фламенко вдруг получает неожиданный мега-«пуш». Яркий цыганский мачо Manitas de Plata («Серебряные Ручки») выдал взрывную марьячи-харизму со жгучими десперадо-глазами и брутальным рок-хаером.

Сумасшедший хайп, фантастическая слава!

Бриджит Бардо:

–  Невыносимо жарко находиться в трусах!

Марлон Брандо:

– Брошу Голливуд, уйду к Михалкову – цыгана играть.

Пабло Пикассо:

– Не мешайте, я рисую “Здесь был Паша”.

Популярность Манитаса была настолько огромной, что, говорят,  благодаря ему цыганам выделили стойло в ООН! Казалось бы, вот оно долгожданное и выстраданное признание Фламенко. Ни в коем случае! Манитас был цыганом из Франции и к своим испанским братьям относился примерно так же, как и остальной мир.

Гитару у цыган угнали вместе с высоким забором – какое еще фламенко, я вообще играю своё бамболео!

Кстати, Манитас – дядя участников Gypsy Kings:

В свою очередь испанские цыгане вообще всех кроме себя считали рукожопыми клоунами – да вам даже лошадиное говно в цирке доверить убирать нельзя, какие нахер гитарные скиллы! Но легче от этого не становилось. Фламенко даже в родной Испании ослабело, вышло из моды и перешло в разряд скучной народной музыки. В то время как в других странах ревел рок, удивлял импровизами джаз, держал традиции блюз.

 

И тут в начале 70-х прилетает Двойной Удар! Два молодых-голодных проспекта из Испании вдруг начинают звенеть железом в пустом зале фламенко, накидывая блинчик за блинчиком.

Paco de Lucía и Camarón de la Isla:

– Пацаны из простых.

По жестким понятиям фламенко команда была подозрительная. Камарона (переводится как Креветка) так звали – потому что для цыгана он был слишком белый.

– Натуральный блондин.

А Пако вообще был не цыган – а ещё и наполовину португалец.

– Цыганское пончо от Клинта Иствуда.

Но это ничего не меняло. Пако и Камарон – один из величайших дуэтов всей музыки вообще. Вдвоём они сделали Фламенко частью мировой культуры.

Альбом за альбомом два друга доминировали все 70-е.

– Сами не ожидали! Просто бренчали девчонкам под португальский портвешок!

Шло время, творческий уровень и популярность обоих росли. И в конце 70-х Пако и Камарон разошлись. Нет, не по обычной причине – срачи, скандалы, грязь. Это покажется странным и непонятыми для зажратыx попсаpeй и самовлюблённых рокеров – но распалась команда из-за нереального мастерства Пако.

 

Тут нужно сделать пояснение. Гитара – это всего лишь часть Фламенко. Фламенко – это единое целое из танца, пения и гитары. Причём гитара на последнем месте – она лишь фон для танца и пения. Гитарист должен разжечь Огонь танцора и умело подчеркнуть Страсть певца. Причём всё это импровизируя на ходу – следуя за ритмом Чувства.

 

Это Суть Фламенко, которая называется Duende. Одержимость исполнителя потусторонними силами. Магия.

Но если гитарист слишком крут и перетягивает внимание на себя – он профнепригодный бездарь. Получается, ты себя не контролируешь и лезешь как дурак не туда. Во Фламенко назвать гитариста крутым соляжником – оскорбление! Это и произошло с Де Лусией. Зрители стали аплодировать ему также громко как Камарону. Крики из зала «дай соло!»

– Какой позор!

– Извиняй, Карамболь, больше не тяну. 

Пако дружески расстался с Камароном – и оба пошли к новым вершинам в одиночку. К началу 80-х современная гитара, электрическая и акустическая, продвинулась на световые годы от времён кабацких бренчаний. Хендрикс, Ван Хален, Блэкмор, гитарные герои, гитарные боги, технари, новаторы, традиционалисты. Жанров много, гитаристов ещё больше – а кто же Грейтест непонятно!

 

В 1980 году американский джаз-фьюжн селебрити-сенсейшен Ал Ди Меола, скоростная идеальная техника которого повлияла на весь Метал, кидает открытый челлендж чемпам всех стилей. Да начнется заруба на грифах! Шред насмерть!

– I was born ready, motherfuckers!

Гитаристы, прячась в футляры от своих гитар, побежали в  холодном поту! Это вам не на грушинский фестиваль съездить!

– Деклассируют как “яшку”!

Вызов приняли два непобедимых бойца. Это Пако,  к тому времени уже вышедший за пределы Фламенко.

– Покидала жизнь.

И британец, вооружённый секретами индийских гуру – создавший ВСЮ современную ультра-скилл базу.

Просветленный Махавишна Джон Маклафлин:

– Будущее не страшит меня.

Эпохальный Рамбл решили проводить на нейтральной территории – в опасном Сан-Франциско-городе в стиле Диско!

– Посмотрим, как вы свои грифы шреддите!

Результатом стал Грейтест Гитарный Рамбл всех времён, который навсегда связал всех троих.

– Навечно в Истории.

Столкновение культур. Совершенство исполнения. Монумент, на который равняются до сих пор.

 

Великий Цыган Камарон умер в 41 год в 1992 году. На похороны пришло больше 100.000 человек.

Гроб нёс Пако:

Де Лусия хранил Огонь Фламенко до самой смерти. Он стал первым гитаристом, который сыграл в Королевском Театре Мадрида. Респект классиков не важен. Если вся твоя жизнь – Duende.

Предыдущие статьи Цикла:

Гитары пилят, басы ворочатся…

5 комментариев

  1. Аноним
    27.11.2020 - 09:54

    Даааа, мощный текст. Проникся, хоть к музыке равнодушен.

    Ответить
  2. dr.groove
    27.11.2020 - 16:25

    Классно написал, спасибо.

    Ответить
  3. Vic
    27.11.2020 - 17:32

    Вот это кругозор, вот это обзор!

    Ответить
  4. Полина
    30.11.2020 - 17:42

    Дуэнде Кеведо с мерцающими зелеными анемонами и дуэнде Сервантеса с гипсовым цветком Руидеры венчают испанский алтарь дуэнде. У всякого искусства свой дуэнде, но корни их сходятся там, откуда бьют черные звуки Мануэля Торреса – первоисток, стихийное и трепетное начало дерева, звука, ткани и слова.

    Ответить

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.