Прометейская вспышка Джими Хендрикса

Конец 60-х был бурлящим временем. “Битлы” всё ещё держали статус P4P#1 и ППВ-суперстаров, но уже чудом уходили от новых голодных талантов на неубедительных сплит-десиженах.

– Тяжело писать хиты на шёлковых простынях.

– Нехорошие предчувствия.

– Ну, вот мы и ёбнулись!

Вдруг вернулся в бомонд Элвис Лещенко в брутальном метал-образе, который ему никак не помог. Он полностью растерял популярность у молодёжи – теперь это был респектабельный эстрадник для пап и мам.

– Только! Рюмка водки на столе!

Умер гений джаза Джон Колтрейн.

– Зашло солнце чёрного дудения.

Всё дальше отходил в историю настоящий блюз с плантаций.

– Вам, черным мажорикам из консерваторий, этого уже не понять.

В блак калче родилась основа всего – бешеный и энергичный Фанк.

– Oh my God, that’s the funky shit!

Первые запилы будущих гитарных героев:

Первый Фронтмен Рок-Музыки:

Кстати, говорят, что Вэл Килмер сам драл горло на съемках Doors, без переозвучки:

Первое появление слов Heavy Metal в песне:

В общем, шла плотная движуха. Но никто не был готов к тому, что произошло. В 1967-ом году на землю популярной музыки падает метеорит, который меняет ВСЁ.

Современный казуальный слушатель может не понять – так Хендрикс же ничего не придумал, только рядом лежал в ярких костюмах!

– Тоже надо уметь.

Появился из ниоткуда, на ранних записях ничем не выделялся, хайпа не было даже в хардкорных сессионных кругах. Но, при этом, учился играть он у бывалых отцов – Литл Ричарда, Джеймса Брауна и т.д. Для знающих людей это многое объясняет – этого зеленого бойца выставили серьезные Мастера.

 

Да, чисто технически, и до и после Джими были гитаристы и быстрее, и скилловее, и изобретательнее. Да, джазисты всё придумали ещё до рождения любого рокера.

Это непонимание величия Хендрикса, которое не ослабело ни на ноту со дня его смерти. Хендрикс в музле – это как Брюс Ли в мужских спортах, его влияние ВЕЗДЕ. От студийных примочек до гитарных техник, от метала до хип-хопа, от Образа до мотивейшена. Человек, который запустил целую Эпоху.

Брюс Ли, Джим Моррисон, Джими Хендрикс:

– Приветики всем! Как вам такая идеальная толерантность?

Сам Джими, кстати, понимал свои потолки полностью  и все эти хайп-крики «Да ты Грейтест!» – отметал на корню.

– Я не волшебник, я только учусь.

Опять же тут как с Брюс Ли. Бокс, дзюдо, валетудо, реслинг, карате, культуризм – всё было и до него. Но он собрал всё в одно и показал концентрированный Путь Силы.

– Возьми нужное, выбрось ненужное, сделай своё.

Хендрикс сделал из простой балалайки Гитарного Бога. Гитара может быть не просто инструментом, она может быть чем хочешь. Ты сам, с гитарой в руках, можешь быть кем хочешь.

Звуки войны:

Голос страны:

Это же всё происходило во времена расистских бунтов, хиппи-истерик и Вьетнама. Негр Хендрикс не скакал по демонстрациям, не толкал популистские речуги.

– Нерукопожатно, Джими. А как же активная гражданская позиция?!

Он просто своим примером показывал – кто Человек, убирая все “цветные” вопросы.  Что тем более впечталяет, учитывая, что Хендрикс был полу-негром, полу-индейцем. То есть, по меркам тех нравов в США, человеком вообще без шансов.  Но музыкально Хендрикс сломал все границы. Чистые стили закипели в новых сплавах.

Металист? Блюзмен? Why not both?

Блак калча, фанк-мастер?  Добавь рок-зажига, dog:

Даже приунывшие суровые джазмены, известные своей жёсткой труёвостью – на тот момент уже немножко расслабились.

– От ваших ля-мижоров уснуть можно.

– Добавьте харизмы и позитива!

Парня заметили авторитеты.

– Пацаненок шарит!

– Виртуозная работа Красного Трубача.

Харизма Хендрикса вышла далеко за пределы того, что сегодня истерично называют BLM.

– Индусы тоже люди.

– Я услышал тебя Джими! Ача, ача, ача!

Хиты Хендрикса растащены по всей музыке. У нас его, кстати, тоже прошляпили. Когда он был живой – фанатели от «Битлов». Когда умер – от «Дип Перпл».  Хиты его слишком размыто-эклектичные – там потому что намешано всё, от психоделии до блюза. Колбаситься или напевать их нельзя.

 

Гитара тоже, несмотря на одни и те же со всеми простые блюзовые корни, слишком нестандартная и скачущая по стилям. Это, кстати, главная фишка Хендрикса. Сегодня любой увлеченный гитаркой школьник может сыграть Хендрикса. Можно снять его звук, изучить технику, скопировать стиль. Но повторить Хендрикса невозможно. Абсолютная свобода, гитара как часть души – это был только Он. Его Воображение, его фиолетовый туман. В этом его гениальность – не в технике, которая даже тогда не удивляла серьёзных людей. Он абсолютно свободно и нестандартно мыслил. Что особенно было видно в живых импровизациях.

– Дал вам Всё.

То есть, он вообще без границ творил – стартанул с метал-риффяжки, вдруг сделал цитатку из фламенко, перевернул нотки вверх ногами, засадил шреда, обфуззил спецэффектами, убежал в блюз и т.д. И самое главное – главная слабость большинства гитаристов любого уровня и любого стиля – у Хендрикса это всегда была интересно, доступно и мега-хитово.

– На одном из концертов получил ожоги рук от игры на горящей гитаре.

Сборники неизданных записей Хендрикса выходят до сих пор. Не остатки треша типа «Пятый дубль заебавшего проходняка», а реальные хитяги. Хендрикс херачил в стиле Тупака Шакура – адская работоспособность нон-стопом. Харизма, энергия, алкоголь, наркотики. Умер в 27 лет. Практически в возрасте такого же буйного творца Майка Лермонтова. Тот тоже много чего успел, пока не догорела спичка. Но волна от удара по струнам Хендрикса до сих пор оседает пеной у наших ног. На ней взлетели классические жанры Рок и Метал, которые далее разбились на осколки прочих направлений. Всё, что было и будет связано с гитарой, всегда будет автоматически рифмоваться с именем Джими Хендрикса.

 

Ну и, как обычно.

Hollywood Hogan Entrance with Jimi Hendrix Voodoo Child:

Всё всегда взаимосвязано.

 

Предыдущие статьи цикла про Тяжелое Музло:

Гитары пилят, басы ворочатся…

5 комментариев

  1. Tenozh
    16.10.2020 - 22:33

    Очередная отличная историческая ремарка на Гвоздях. До знакомства с материалами на этом сайте, не знал/не обращал внимания, на взаимосвязанность между многими аспектами современной культуры. Неужели действительно всё было настолько взаимосвязанно?!

    Ответить
    • Роман Щербина
      17.10.2020 - 22:07

      Нихера себе “ремарка” – монументальный труд!
      Увы, но да.
      Всё взаимосвязано – и в расцвете и в деградации.
      Потому что всё – это лишь зеркально отражение социума и его ценностей в моменте.
      Сегодня ценности известно какие – поэтому повсеместно видим их отражения.

      Ответить
  2. Powerhead74
    19.10.2020 - 13:31

    Помню как сейчас, Сева Новгородцев рассказывал как Хендрикс один раз пришёл в гости к Cream. Начал играть и через какое то время Клэптон свалил в курилку, где его и нашли с трясущимися руками в полной прострации.

    Ответить
  3. Леха
    19.10.2020 - 20:35

    Пришлось послушать музыку Хендрикса. Сказать, что не понравилось – ничего не сказать

    Ответить
    • dr.groove
      20.10.2020 - 10:36

      А уж играть его как кайфово, причем в зале тащатся даже малолетки которые и имени такого не знают.

      Я басист сам по себе, но у Джимми и на басу есть чего поиграть, басила у него был под стать маэстро.

      Обожаю играть Хэндрикса, любимая песня Фридум конечно, просто разрыв всего!

      Ответить

Оставить комментарий к Леха

Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован.