Doom Eternal: Ушедший мимо

Любой релиз id Software – это все еще знаковое событие в индустрии игрового компьютерного экшена. Основатель и законодатель мод жанра, который до сих пор вполне успешно защищает этот статус. Но, сложившиеся предпочтения аудитории не гарантируют того, что их вкусы совпадут с развитием трендов. Раньше id Software был коллективом увлеченных фанатов и единомышленников, клепающих гениальные движки на коленке и чисто интуитивно выдающих шедевры про бойню с мясистыми демонами под хеви-метал. Сейчас Имена ушли, и это лишь бездушная корпорация, которая легко попрощается с устаревшими игроками и идет в новое будущее налегке, делать успешные игры для следующего поколения фанатов.

– Олдскульный брутал!

Сегодняшние инкарнации культовых шутеров прекрасно вписались в выгодную мульти-платформенность. Пожертвовав многим ради максимального расширения аудитории. Пришлось отдать все респекты геймпаду и заточенным под него техникам – что для итоговых экшен-заруб оказалось не так смертельно, но и наложило выхолащивающий эффект на жанр в целом. Он эволюционировал со времен попсового (по меркам PC-экшена ) Quake 3 до начала линейки Call of Duty (хардкорненькой по меркам консолей). Затем всё это смешалось в один гибрид, который довольно своеобразно переосмыслил основы жанра. И привел его к ажиотажно расхайпованной стерильности.

– Вот и подоспел преемник консольной Галоше!

От самих id Software к тому времени остался лишь бренд, который в умелых руках маркетологов заиграл совсем другим красками. После Doom 3 был окончательно утрачен статус законодателей технологических мод (да в них и отпала нужда), теперь нужно было угождать новой аудитории привычным ей консольным контентом. Начался период подстройки под новую реальность. Если в Rage еще можно было нащупать слабый пульс свирепого MadMax-экшена с ностальгией по-старому Fallout, то его сиквел решительно порвал с прошлым, полностью уйдя в геймпадовские менюшки и невнятный однообразный геймплей «открытого мира» с элементами бессмысленной мульти-жанровости.

– Гудбай, id Software-фан-база! Теперь ваши игры станут лишь рекламными буклетиками.

И даже шумный «олдскул» перезапуска Doom 2016, срочно переделанного под актуальные тренды после провала Rage, ясно сигнализировал – прошлое отринуто безвозвратно. От оригинального Doom осталась лишь формальная мимикрия. Перепаханы оригинальные идеи – старый бренд, новый контент. И как это было преподнесено – мол, все по-старому, получите свой «олдскул», но по новым правилам.

 

Я прекрасно помню разочарование аудитории от Doom 3. Которое тоже было концептуальным эхом очередного витка технического прогресса. Когда за фантастически реальную картинку на экране нужно было заплатить ресурсами в процессе игры. Монстров было мало, но их проработка была потрясающа. И, кстати, дала толчок дальнейшему дизайну серии. И это было правильно. Игрок должен руководствоваться своими ассоциациями, а не тем что ему дали 20 лет назад мутными пикселями. Игрок должен чувствовать чавкающие под железными сапогами гигеровские пульпы, гниющую плоть и безумие био-технологизма. Doom 3 стал одним из самых крутых цитатников кино-классики хоррора. Где были и зомби Ромеро (Джорджа – не Джона!), и Нечто-многоножки и гигеровские пришельцы.

– Эффектные! Будоражащие встречи с Ужасным!

Не говоря уже про фашистские каски вольфенштайн-спецназовцев. Он был нашпигован цитатами с любовью. Были отданы крутые респекты даже Паучихе и Шамблеру из оригинального Quake.

– По мне теперь рисуют весь Doom!

А главное там была мотивация – ты идешь вперед, только вперед, прямо в Ад – карать настоящее Зло, которое настолько жуткое, что Победа оправдает любые жертвы. А ты не имеешь право на ошибку и поражение. Понимаешь, что именно ты должен все вытерпеть и победить. Такая вот наивная концепция. Но она ощущалась именно в процессе игры.

 

Новые инкарнации Doom это лишь имитируют. Вот этот весь закос под «брутальный олдскул» – он полностью фальшивый. Дело в том, что старые Doom безусловно были ограничены технологически и делались для своего времени. Тот примитивный дизайн монстров был лишь затравкой для фантазии, мы воспринимали их иначе нежели они выглядели. Это были не примитивные пиксельные арты, а именно чудовищные монстры.

– Оригинальный уродец.

– Жесткое Doom-3 переосмысление.

– Возврат к плюшевой хуете современного Doom.

А последующие Doom довольно примитивно адаптировали эти визуалы для какой-то эрзац-«олдскульности». Где оригинальный арт стал карикатурой, где вообще жуткость монстров упразднилась в угоду какого-то дед-матч-спама. Знакомые рожи стали лишь подсыпаемыми мишенями. Игра, которая воспринималась как кульминация борьбы Добра со Злом, стала очередным консольным шутерком с прикольными олд-стайл-мемасиками. Где на максимум выжимают в кадр кетчуп – ты же уже такой взрослый 20-летний Дум Слэер! Ну и всяких оригинальных няшек в кадр накидать, чтобы пришедший с работы папка по макушке сынку похлопал – ай, малацца, так их!

– Злобный и опасный алиеновский Имп из Doom-3.

– Мусорный имп-статист из современных Doom.

Даже стрельба из пересчитанного количества патронов превратилась в беззаботный аттракцион – добудь припасы в бою всякими киношками.

 

И особо критиковать Doom-2020 желания нет. Он сделан для другой аудитории и никому ничего не должен. Но я просто стер его после первого же часа игры. Это просто бренд, прилепленный на лоб какому-то консольному марвел-блокбастеру. Там тоже всё активно и круто. Нужно просто перестать мыслить шаблонами. id Software больше нет. Doom больше нет. Это не из разряда «раньше трава была зеленее», это факт – некоторые вещи ушли безвозвратно. Так же как и эти:

 

Метки:

21 комментарий

  1. dr.groove
    26.03.2020 - 09:48

    Я предидущий дум тож гдет через час снёс с компа, этот даже пробовать не буду. Но молодеж в восторге. Думаю игра не плохая но мне такое уже не заходит.

    Вообще только в дарк соулз играю иногда, все остальное мимо как-то.

    Ответить
    • Аноним
      26.03.2020 - 10:12

      Я возврат сделал на стим.
      Стараюсь посмотреть хоть часок из любопытства.

      Ответить
  2. Powerhead74
    26.03.2020 - 12:06

    Для меня id кончилась после второй кваки. Появился Unreal – он был лучше во всем.
    Потом quake3 – я не любитель ситевых заруб. И совершенно непонятный для меня Doom3 – убила раздражающая скриптовость и блядский фонарик.
    Нынешний Дум я еще не пробовал, знаю его случайно слили без защиты. Так что можно попробовать не платя денежку.
    Судя по описанию – похоже на Bulletstorm, а она зашла мне как раз кинемотографичными красотами и как раз атракционом с убийствами. Надо попробовать

    Ответить
    • dr.groove
      26.03.2020 - 12:55

      А мне 3й очень понравился, несколько раз прошел его.

      Он страшный реально, этим и зацепил. А булетшторм красивый конечно, но скучный как по мне.

      Ответить
      • Аноним
        26.03.2020 - 12:56

        3й дум разумеется.

        Ответить
      • Роман Щербина
        26.03.2020 - 13:21

        В старые играть, увы, невозможно.
        В новые неинтересно.

        Может, и не только в играх дело ))

        Ответить
        • Alex Corvus
          26.03.2020 - 13:40

          Такая же беда. Ощущение, будто игры закончились на третьем Ведьмаке. Не цепляют. Дай бог если один раз до конца пройдешь, а потом об игре забываешь. Можно еще в Гвинт и Hearthstone играть, но тут нервов не хватает, особенно когда проигрываешь в моменты азарта.

          Ответить
        • dr.groove
          26.03.2020 - 13:48

          Разумеется не в них))

          Я раньше играя на клаве мордой вырубался, сейчас не больше часа.

          Ответить
  3. Gjffh
    26.03.2020 - 17:46

    Спасибо.
    Узнал для себя много нового.

    Ответить
  4. Станислав
    26.03.2020 - 20:50

    Про то, что Дум 3 лучше Дум 1-2 – спорный вопрос. Классика – про геймплей. Третья часть чисто про художественное оформление (лучшее в серии да и вообще одно из). Геймплеем в третьей части запаривались на уровне “возьмём Ку2 и сделаем в два раза медленнее”.
    Сравнение “геймплей против арта” по определению ложное. Оба лучше.
    Дум’16 довольно успешно прошёл по тонкой дороге между “сделать приличный шутер” и “не распугать малолетних приставочников”.
    Дум’20 не прошёл.

    Ответить
    • Роман Щербина
      26.03.2020 - 22:09

      Вкусовщина – это всегда сложно.
      В целом и Д2020 людям нравится.

      Тут наверное нужно себя отсекать от тех или иных ветвей модных жанров, если они не заходят.
      Они все равно пойдут дальше без тебя. Ты им не нужен.
      Я вот Каловдутие то самое, хитовой Модерн Варфер или как его там.
      Попробовал сто лет назад и как отрезало, даже трейлеры не смотрел больше всей линейки.

      А вот ремастер Кингпин:Релоадед жду с нетерпением.

      Ответить
      • Станислав
        29.03.2020 - 08:26

        Насчёт Кингпина терзают смутные сомнения. Прикрутят к игре 99 года широкоформатные разрешения и прочую мишуру, а толку?

        Ответить
      • Игорь_К
        01.04.2020 - 21:38

        Я тоже не смог поиграть в модерн варфер но по другой причине. В этой серии игр, почти в каждой ее части постоянно втыкают миссии где надо русских мочить, а я такое не люблю, вот не могу отвлечься и все тут. Наоброт – пожалуйста )) Ну или условных эльфов покрошить, марсиан, плохих американских наемников – это без проблем ))) По этой же причине бросил играть в метро 2033, когда там откровенная антисоветская клюква поперла.

        Ответить
  5. Вик
    27.03.2020 - 16:07

    Может это возраст? Ведь и пиво было вкуснее и девки сисястей

    Ответить
    • Роман Щербина
      27.03.2020 - 16:13

      Может быть!
      Но к пиву и девкам у меня и сегодня претензий нет, а к Дуум – есть!!!

      Ответить
  6. Игорь_К
    01.04.2020 - 21:24

    Все современные видеоигрухи – чисто вкусовщина, основанная на собственных воспоминаниях детства и мироощущениях оттуда же. Но вообще, дум3 как раз выделялся из серии, потому что он сместился в хоррор, чего не было особо в первых двух частях. Не было в третьем думе никакого продолжения. Как раз наоборот – первые две части – бодрый 3д шутер “мочи всех без устали”, очень быстро, очень резво. Бесконечный стрэйф вправо-влево и стрелять…какой же это хоррор. Я хорошо это помню, так как сам ставил оба первых дума, на АЙ БИ ЭМ ПК 286 )), куча дискет, тока бы сбойной среди них не было….) ОН ПРОСТО БЫЛ ПЕРВЫЙ 3Д ШУТЕР. Хотя нет…первый был Вольфенштайн 3Д, но он не был таким бодрым как дум. Потом конечно же, начали копировать, развивать, квака, серьезный сэм и так далее.
    В этом плане дум 2016 мне как раз великолепно зашел. Незамутненный никакой херней экшн, ностальгия по детству, но в современном графоне. Самое то после работы разгрузить мозг на полчасика-час. Етернал еще не заценил, но в планах.
    А дум3…а что дум3…это что-типа резидент ивл, первых частей. Если понравился третий дум – зацени резидента, должен зайти. Его как раз сейчас переиздали.

    Ответить
    • dr.groove
      02.04.2020 - 12:04

      Дело в том что дум замешан на сражении с вторжением не пришельцев, не клоунов и не помидоров-убийц.

      Дум это борьба с вторжением демонов ада.

      А у меня ад и его демоны ассоциируются с бесконечным ужасом, саспенс должен присутствовать априори, в моем понимании.

      Поэтому хоррорность 3го дума для меня очень органична, а скитлс который сыпется из мартышек дума итернал это позор какой-то.

      Нет вовлечения, ибо ты не мир от демонов спасаешь, а развлекаешься в диснеевском аттракционе.

      Да, 1й дум был таким каким ты его описал, другим он быть просто не мог, техника не дошла, но зачем делать рескин примитивного шутера, лично я не понимаю, это ж топтание на месте.

      А весь этот пафос итернала просто курам на смех, зачем он?

      3й дум, главный герой обычный морпех. Дум итернал, гг – избранный полубог бля, впизду, детский сад.

      Ответить
      • Игорь_К
        02.04.2020 - 14:06

        Дум как ни крути, в первую очередь шутер. Во вторую очередь история про демонов из ада. При этом наш мозг так устроен, что когда ты начинаешь активно действовать (то есть мочить гадов из дробовика), то ты перестаешь бояться. А в думе экшн просто нон стоп, там бояться то некогда. И то что ты говоришь про саспенс в первых сериях, оно больше от новизны самих игрушек и от нашего воображения. Мы просто тогда ничего подобного не видели. Еще звуки были очень противные, до мурашек. Я не говорю что третий плохой, он был нормальный, но в него саспенс нагнали совсем другими приемами: темнота, фонарик, рожи из-за угла и все такое. А в последних думах от этого отошли назад, сделали чисто шутер. Я вот лично не против. Мне такое мозг разгружает. Сюжет про полубога – согласен что шняга, так всегда бывает, когда изначально сюжета нет, и потом его пыжатся прикрутить, чтобы тоже быть в мейнстриме.
        Если тебе, камрад, третий дум – зе бест, то наверное Дэд Спэйс тоже твоя тема. Как космоужастик, вот это, на мой взгляд, эталон жанра.

        Ответить
        • Роман Щербина
          02.04.2020 - 15:11

          Шутер это не просто автомат по выбиванию мишеней.
          Это еще и погружение и атмосфера.
          Она была, а она была, и в самых первых Дуум.
          С поправкой на технологии.

          А когда просто летаешь жопой по канатам, не успевая прочуять ни мощи ствола, ни жуткости хари противника.
          НИ БЛЯДЬ ДАЖЕ МОТИВАЦИИ ЗАЧЕМ ТЫ ВСЁ ЭТО ДЕЛАЕШЬ.

          То ты играешь не в игру, а в таймкиллер.
          Как мне кажется.

          Ответить
        • Роман Щербина
          02.04.2020 - 15:37

          Я кстати в Дум 3 залипал плотно и когда уже играл на компе следующего поколения – делал простую вещь – пробегал мимо триггеров вперед на пару точек и кипела уже совсем другая заруба, потому что биться приходилось уже с толстой пачкой всех активированных мобов.
          Практически как в Дуум2016.
          Но при этом была перезарядка, которая вносила веселья.

          После таких вспышек взрывного экшена можно было почитать дневнички, поразглядывать всякий сатанизм, поискать патрончики.
          Было ощущение продвижения в игре, а не забегов по однотипным аренам.

          Ответить

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.