Цензура и творчество

Продолжается терпеливая и упорная работа Министерства культуры РФ по переориентации деятелей искусства с азартной хозяйственной деятельности за государственный счет на обслуживание культурных потребностей российских граждан. Процесс идет непросто – публика нервная и ранимая, изнуренная творческими муками и поисками вдохновения.

Ведь как чудесно и правильно все напитывалось культурной духовностью, когда можно было казенные бюджеты расписывать по родственникам-подрядчикам, а на выходе показывать отчеты с полупустыми залами и отбалтываться, что зритель пока еще не на том уровне, на его воспитание требуется больше времени и денег. Были даже рекордные примеры попыток такого воспитания зрителя, когда пустые кинозалы крутили цирюльников с цитаделями и предстояниями, каждый из которых обошелся государству в 30-35 миллионов долларов. На все попытки Минкультуры наладить контроль и учет над творческим освоением казенных средств, деятели культуры научились ловко солидаризироваться друг с другом с надрывным воем про цензуру, чиновничий произвол и попрание свободы творчества.

Но дело потихоньку двигалось вперед. Творческая интеллигенция, изорвавшая свои крылатые души о ржавые гвозди чиновничьей черствости, понемногу стала адаптироваться к реальности. Вариант с добровольным снятием с себя цензурных оков в виде получения государственного финансирования отчего то не был востребован и, статистика по качеству киноработ начала выправляться, стали расти посещаемость и доходность российских фильмов, доля сборов отечественного кино в российском прокате. Соответственно, расширяются и государственные меры поддержки – для российского кино готовятся прокатные коридоры, отечественные релизы разводятся по времени с громкими международными премьерами. А длинные новогодние праздники, с гарантированными мега-сборами на любой репертуар, традиционно превратились в успешную продажу конвейерных сериалов типа «Богатырей» и «Елок». Правда расходы на их создание безвозвратно несло государство, а доходы делили между собой киносети и кинопроизводители.

И снова министр культуры Мединский запускает свои когти в деликатный процесс творчества – Минкультуры поручило Федеральному фонду кино ограничить поддержку кинофраншиз и уже с 2018 года финансировать на безвозвратной основе только первые два фильма. По словам министра, практика поддержки «многочисленных «Елок» не всегда себя оправдывает. «Принято считать, что на раскрученный бренд народ повалит. Но, как показывает практика, работает это не всегда хорошо», —заявил Мединский и добавил, что, начиная с третьей франшизы Фонд кино должен давать продюсерам деньги на производство таких фильмов только на возвратной основе, то есть работать, «как кинобанк». Вероломный удар по новогодним распродажам «Елок» поддержал и премьер-министр Медведев: «Они (кинофраншизы) каждый год выходят, каждый раз окупаются, они популярны и востребованы. Возникает только вопрос: зачем им нужны меры государственной поддержки, если на них и так придут?».

Мнения творцов ожидаемо разделились. Производители кинофраншиз немедленно запротестовали, заявляя, что приоритет на поддержку отдельных проектов выбивает табуретку из-под формирующейся индустрии. Производители отдельных проектов горячо поддержали, мол, хватит кормить жирных котов, теперь наша очередь, дайте нам сначала замутить свои франшизы, а там посмотрим.

С одной стороны, отрадно видеть, что государственные деньги перестают бездумно сливаться в песок просто «на культуру», а превращаются в довольно сладкую морковку, за которой творцы и гении должны прыгать повыше, яростно отпихивая друг друга. С другой стороны, что же будет дальше – эдак для получения финансирования придется править сценарии, утверждать исполнителей (а как же им у себя в Канаде потом давать дерзкие интервью про русский менталитет?) переснимать отсебятину, возвращать нецелевые растраты. Неужели придется угождать российскому зрителю вместо того, чтобы его презирать?

6 комментариев

  1. Евгения
    04.07.2018 - 08:30

    Отличная статья. У “автора аллергия на тупость и серость- сразу покрывается сарказмом”- это приветствуется. Цензура обязательно нужна, чтобы отсекать “торгашей” от кинематографа вообще. И ещё, долой кумовство в любом варианте.

    Ответить
  2. oval
    04.07.2018 - 09:50

    бесполезно все. Хоть вливай туда деньги, хоть не вливай. Пока нескончаемые швондеры, бездарные тейпы бондарчуков с михалковыми будут сами снимать и сами сниматься – кина не будет.

    Ответить
  3. Руслан
    04.07.2018 - 18:57

    Так они ж “свежую кровь” не пропускают. Боятся на ярком фоне показать свою серость.

    Ответить
    • тт
      07.07.2018 - 19:58

      Статистика к “вечности” не имеет никакого отношения.

      Ответить
      • Роман Щербина
        08.07.2018 - 14:57

        Пока не будет разгребен хозяйственный бардак, нормального творчества точно не будет.
        Поэтому сначала работает статистика, когда более менее нормализуется производство, тогда возможны проблески по качеству.

        Ответить

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.